![]() АРМЕН МЕДВЕДЕВ: "МЫ ЕЩЕ НЕ НАУЧИЛИСЬ БЫТЬ РАЗНЫМИ"В субботу в Выборге в одиннадцатый раз откроется российский кинофестиваль "Окно в Европу". Его примечательной особенностью является то, что здесь, помимо конкурсной программы, судить которую на сей раз будет жюри во главе с кинорежиссером Вадимом Абдрашитовым, есть еще и программа "Выборгский счет", составленная из фильмов, замеченных и отмеченных на других фестивалях. Это соревнование рассудят зрители, гости и участники мероприятия путем прямого и тайного голосования. В рамках фестиваля состоится презентация нового проекта Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2". Об этом и других сюрпризах предстоящего кинофорума, а также о принципах развития фестивального движения в России президент выборгского "Окна в Европу" Армен МЕДВЕДЕВ рассказывает обозревателю газеты "Известия" Юрию БОГОМОЛОВУ. - "Окно в Европу" и "Кинотавр" противостоят друг другу как динамично-деловой Север и расслабленный Юг? - В каком-то смысле да. Географическое местоположение задает тон и ритм мероприятия. Курортность "Кинотавра" - это та краска, которая придает ему свое обаяние. У нас другая аура... - Портовая? - Не надо иронизировать. Выборг оживает в качестве хозяйствующего субъекта. Ленинградская область из дотационной превратилась в донора. Понятно, что с обозначившимся экономическим подъемом возникает другой уровень культурных запросов. Выборгский фестиваль, на мой взгляд - и не только на мой, отличается иным уровнем вовлеченности рядового зрителя в кинематографическое мероприятие. С настойчивостью маньяка я добиваюсь все более четко выраженной обратной связи нашего профессионального мероприятия с населением. - В чем она выражается? - Прежде всего в "Выборгском счете", в голосовании зрителей, которое, мы уже знаем по опыту, представляет всякий раз значительный интерес для капитанов нашей оживающей киноиндустрии. Продюсеры все больше склонны прислушиваться к реакции фестивальных залов. Есть еще одна сторона дела, касающаяся кинопроцесса. Мы покажем, а потом обсудим фильмы, которым в этом году исполняется по 15 лет. Это "Маленькая Вера", "Город Зеро", "Слуга", "Жена керосинщика", "Убить дракона", "Холодное лето 53-го года", еще несколько памятных названий. То кино, которое запускалось при активном участии климовского секретариата. То есть это картины V съезда кинематографистов. - Того съезда, который нынче принято хулить при каждом удобном случае и считать точкой отсчета развала нашей киноиндустрии... - Именно. Но это мы вспоминаем не к тому, чтобы восстановить историческую справедливость. Вспоминаем, чтобы задать себе вопросы. Воспользовались мы предоставившейся нам свободой или захлебнулись ею? Если воспользовались, то почему после такого старта - 16-20 фильмов, которые могут украсить любой киногод, мы столкнулись с глубокими кризисными явлениями нашего кинематографа? В последний день фестиваля мы соберем "круглый стол", где попытаемся ответить на эти и другие вопросы. - Вообще-то всякий фестиваль судят по премьерным показам... - Таких откровений, как в прошлом году - скажем, "Русский ковчег" Сокурова, в этом не будет, но состоится премьера Петра Тодоровского "В созвездии Быка". В конкурсе представлена новая картина Александра Прошкина по сценарию Александра Миндадзе "Трио". Определенные ожидания связаны с дебютом младшего Алексея Германа - "Последний поезд". Есть несколько новых имен. И дай бог, чтобы произошло открытие, подобно тому, как это случилось на "Кинотавре" - "Старухи" Геннадия Сидорова. Мы продолжим традицию представления тех кинопроектов, которые находятся в процессе реализации. В этом году участники фестиваля получат возможность познакомиться с контурами замысла будущего фильма Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2". В рамках той же программы Рената Литвинова представит проект своего нового фильма "Богиня". - В объявленной конкурсной программе я вижу фильмы, "засветившиеся" на других смотрах, - "Коктебель", "Прогулка". А "Бумер" и вовсе вышел в прокат. - Да, это проблема. Но мне думается, что трепет по поводу права первой ночи с тем или иным фильмом не должен быть таким уж сильным. Тут вот что имеет значение. Мой друг Марк Рудинштейн, к которому я с большой любовью и пиететом отношусь, сейчас говорит о необходимости создания государственного фестиваля, где все было бы упорядочено и жестко регламентировано. Но для этого надо вернуть государству монополию на кинопроизводство. И тогда можно будет проводить один-единственный общероссийский поощрительный конкурс, как это было в советские времена. И не будет вопросов о праве на премьерный показ и споров по этому поводу. - Получается шаг вперед и несколько шагов назад. - Получатся шаги в сторону от рынка. Сегодня фестивальное движение - это уже вполне рыночная структура, конкурентная среда. И я не понимаю просьбу Марка о государственном фестивале. Ведь это просьба о монополии государства. Но он-то и начинал свой фестиваль как альтернативный. Он сам альтернативщик. И вот, пожалуйста... - Тогда что такое кинофестиваль? Ярмарка тщеславия начинающих и маститых кинематографистов? Рынок кинопродукта? Приятная во всех отношениях тусовка? - Признак нового времени: кинофестиваль становится инструментом проката. Вопрос в том, насколько умело им пользуются продюсеры. В одних случаях они заинтересованы в фестивальной увертюре, в других - нет. Станислав Говорухин снял новую картину и не дает ее ни на один из фестивалей. Тодоровский-старший разрешил показ, но не в конкурсе. - Не связано ли это с боязнью прессы? С тем, что она предвосхитит зрительское отношение к новому фильму? - С прессой действительно режиссеры и продюсеры находятся в непростых отношениях. Но с нею начали считаться. Это факт, и это хороший признак. Это знак оздоровления кинопроцесса. Знак того, что кинопрокат отечественных фильмов стал реальностью. Хотя срабатывает у авторов чаще всего примитивный инстинкт: пусть лучше обо мне ничего не говорят, чем говорят плохо. Но уже сломалась советская формула, когда считалось, что кино делается для Госкино, для Дома кино и для прессы. - Пресса стала начальством? - В какой-то мере. Но таким начальством, с которым можно вступить в полемику, которое можно послать... И это тоже форма работы с прессой. Есть такой пример: продюсер перед выходом картины собрал все разгромные рецензии на нее и выпустил их отдельным буклетом. Антиреклама - тоже реклама. Я готов согласиться: участие в фестивале для автора - рискованное мероприятие ввиду массированного внимания прессы. Ну а дальше каждый решает, насколько для него этот риск оправдан. - А все-таки чем должны сами фестивали отличаться друг от друга? - Направленностью фестивальных программ. В этом году мы серьезно поработали над конкурсом документальных фильмов. У нас представлена панорама, в которой просматривается судьба человека на фоне судьбы России. - Имеются в виду тематические различия между фестивалями? - Конечно. Или хотя бы по некоему ощущению. Это трудно сформулировать. Но понятно, чем отличается "Мангейм" от "Локарно". Или: "Сан-Себастьян" - от первых двух. Мы еще здесь не определились, не научились быть разными. Надо чтобы было понятно, что я в Выборг еду не для того, чтобы увидеть на три премьеры больше, чем в Сочи, а чтобы увидеть вот этот кинематограф, чтобы понять, как он развивается. - А можно ли говорить о фестивальном движении как о чем-то системном? - Пока можно говорить о том, что такая задача поставлена. Решаться она будет отчасти стихийно, отчасти - сознательно. Не исключено, что мы, руководители фестивалей, довольно скоро начнем согласовывать наши конкурсные программы. - Существует расхожее мнение, что все эти фестивали - форма нецелевого оприходования бюджетных и спонсорских средств. - Я никогда не заглядывал в сметы других фестивалей. Я знаю, что на первом месте по финансированию стоит сочинский, на втором - "Золотой витязь", мы, наверное, на третьем, четвертом месте. В этом году получили 4 миллиона рублей. Что касается спонсорских денег, они вполне подконтрольны. Вот порт Высоцкий обеспечивает финансово наши призы. Так его руководство назначило смотрящего за этим фондом - это артист Михаил Пореченков, "агент национальной безопасности". Вообще же система такова, что к рукам организаторов по определению ничего не может прилипнуть. И потом я настаиваю, что расходы любого фестиваля с его нищенскими вознаграждениями - это ничто. /Юрий БОГОМОЛОВ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


