|  ПОПЫТКА ПАМЯТНИКАВсе проекты-финалисты можно увидеть на планшетах, выставленных в больших витринах магазина "Боско ди Чильеджи" на Невском проспекте. Здесь всегда много народу - петербуржцы высказывают свое отношение к памятнику, голосуя за тот или иной проект или "против всех". "Да не будет дано умереть мне вдали от тебя", - писал Бродский в своих "Стансах городу" и еще не раз возвращался к этой мысли... А потом писать о возвращении перестал и, более того, приезжать в Ленинград отказывался, а мечтал уже о Венеции, городе, созвучном его мироощущению. Может быть, поэтому мысль о создании памятника Бродскому в Петербурге приветствуется не всеми. Аргументы такие: поэту это было бы не нужно. Но вопрос спорный. Возможно, признание "равнодушной отчизны" все-таки было бы ему приятно. Можно вспомнить письмо поэта Брежневу, посланное накануне отъезда из Ленинграда, где он писал: "...В любом случае, даже если моему народу не нужно мое тело, то душа моя ему еще пригодится". На призыв ОАО "Альфа-Банк" и комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга создать в городе памятник поэту на Васильевском острове, где "душа, неустанно поспешая во тьму, промелькнет над мостами в петроградском дыму..." откликнулись 112 авторских коллективов. Художники и скульпторы России, стран СНГ, Европы, Америки и Канады оказались заинтригованы идеей конкурса. Началась творческая дискуссия, борьба традиций и новаторства, классического видения и острых, неожиданных решений. Но теперь горожане узнали имена финалистов, тех, кто допущен во второй этап конкурса. В жюри вошли как профессионалы - художники, критики, так и друзья Бродского и, конечно, вдова поэта. Она не возражала против создания памятника. Хотя сложность задачи состояла и в том, что люди, знавшие его и любившие, хотели портретного сходства, узнаваемости. "А нужно ли это?" - задается вопросом искусствовед Александр Боровский, входивший в состав группы экспертов. "Он будет похож на бухгалтера или на Троцкого - еще одна фигура в городе. Памятником поэту может быть фонтан или скамья...". Очень нетерпимо и даже с некоторой брезгливостью отнесся к самой идее памятника еще один эксперт - Александр Ипполитов, старший научный сотрудник Эрмитажа: "Это не будет памятником Бродскому. Ему он не нужен. Появится еще одна чугунная кукла." И вообще, как считает Александр Ипполитов, наше время для памятников не приспособлено. Тем не менее конкурс состоялся, причем прошел он на высоком организационном уровне - довольно быстро, открыто и честно. А ведь бывает, что длятся такие конкурсы десятилетиями и ничем не заканчиваются. Или вдруг в одну ночь появляется на улицах города очередной памятник - и все недоумевают: откуда, зачем и почему здесь, а не где-нибудь подальше от прекрасного Петербурга. Итак, в финале 7 проектов. Места для памятников выбирали сами художники - это прежде всего разные уголки Васильевского острова - Большой и Средний проспекты, набережные, внутренний двор Санкт-Петербургского государственного университета, а также место пресечения улиц Рылеева, Короленко и Пестеля К третьему туру допущены художники из Петербурга, Москвы, Канады и США. Можно разделить эти работы (весьма приблизительно) на две группы: фигуры, имеющие портретное сходство с поэтом, и условные композиции. Фигура поэта вместе с группой друзей у дома Мурузи (работа Георгия Франгуляна), "Камни без эпитафий" - композиция на Набережной лейтенанта Шмидта (Владимир Цивин), Бродский на бульваре Среднего проспекта (Даниэль Митлянский). Очень интересный проект предложил Константин Симун: лежащая фигура Бродского, как бы плывущая над землей. В дни празднований ее можно ставить вертикально. Вокруг - наклонные, "падающие" фонари. Но несмотря на то, что конкурс идет (окончательные итоги и имя победителя будут объявлены 15 октября), нет никакой уверенности, что памятник все-таки появится. Слишком много сомневающихся, неуверенных в том, что поэт должен вернуться в город не только стихами, мемориальной квартирой, которая уже принадлежит Фонду наследственного имущества Иосифа Бродского, но и своим бронзовым изображением. А вот музей поэта в Петербурге появится точно. Идет расселение дома Мурузи на улице Пестеля, куда будут водворены уже собранные вещи - коллекция из 500 книг, рукописи и фотографии, прибывшие в Петербург из американского дома поэта в Саут-Хэдли, и тот самый чемодан, с которым в 1972 году он навсегда уезжал из Ленинграда. Сейчас вещи Бродского хранятся в музее Анны Ахматовой. Из Нобелевской лекции Иосифа Бродского 1987 года: "Если искусство чему-то и учит (и художника - в первую голову), то именно частности человеческого существования.... Многое можно разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную - но не стихотворение, скажем, Райнера Мария Рильке. Произведение искусства, литература в особенности и стихотворение в частности, обращается к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения. За это-то и недолюбливают искусство вообще, литературу в особенности и поэзию в частности, ревнители всеобщего блага, повелители масс, глашатаи исторической необходимости..." /Алла БОРИСОВА/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















