|  ОЛЬГА КРЫЛОВА: "ГОРЫ, МОРЯ И РЕКИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ"В июле в органы управления образованием субъектов федерации было разослано письмо Минобразования "О проекте базисного учебного плана для начального общего и основного общего образования". В нем, в частности, предлагается вдвое сократить часы на преподавание географии и биологии в 6-м и 7-м классах. До 10 сентября письмо приказано обсудить. Чем грозит подобное сокращение и что произойдет в результате с этими школьными предметами, обозревателю "Известий" Наталье ИВАНОВОЙ-ГЛАДИЛЬЩИКОВОЙ рассказывает учитель географии московской школы № 1305, доцент кафедры исторических и социально-экономических дисциплин Академии повышения квалификации работников образования, автор учебников и методических пособий Ольга КРЫЛОВА. - Сокращение часов касается 6-го и 7-го классов, когда дети познают основы географии и биологии. Многолетний опыт показывает, что именно в 10-12 лет у ребят формируются интерес и понимание этих предметов. Сокращение часов в два раза влечет за собой очень тяжелые последствия. - Зачем это сделано? - Хороший вопрос. Действительно, совершенно непонятны мотивировки. В пояснительной записке сказано: "Учебный предмет "География" сокращен на два часа за счет перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет "Обществоведение". Но, во-первых, в 6-7-м классах нет "Обществоведения". Есть сложившиеся курсы "Граждановедения", которые имеют свою концепцию, программу, учебники. Куда "впихивать" какие-то географические знания? - Кстати, сами историки стараются крайне редко проводить уроки "Граждановедения": они историю-то не успевают толком пройти... - Это тоже верно. К тому же в 6-7-м классах в курсе географии нет такого количества экономико-политического содержания, которое позволяло бы сокращать предмет в два раза. География 6-го класса в основном посвящена изучению земли (гор, морей, океанов, рек), а к экономико-политическим элементам можно отнести знакомство с политической картой. Но это все касается максимум пяти часов общего изучения. Если изъять их, получится, что горы, моря, реки - вне стран и где-то витают в воздухе. Все это наводит на мысль, что план составлялся людьми, которые весьма далеки от понимания содержания курса географии. То же самое касается биологии, где часы вдвое сокращаются за счет ботаники. - Таким образом, в этих классах на географию и биологию отводится всего один час в неделю? - Да. Семидесятичасовая программа сокращается до тридцати пяти часов. То есть естественно-научное образование фактически сокращается в два раза. Не усвоив толком основ этих предметов в средних классах, старшеклассники не смогут воспринять эти дисциплины без потерь. В 9-м классе наконец вводится новый интегрированный курс - "география России". Ясно, что без нормальной базы он успешно преподаваться не будет. Кроме того, давно известно, что одночасовые курсы абсолютно неэффективны. Представить себе, что ребенок одиннадцати лет способен 45 минут в неделю сосредоточиваться на каком-то предмете, а потом через неделю вспомнить, о чем шла речь, очень трудно... Что уж говорить о каком-то интересе... - Ради чего все-таки это делается? - В пояснительной записке сказано, что все это делается в рамках "модернизации образования". Но самое интересное заключается в том, что новый базисный план противоречит той нормативно-методической базе по биологии и географии, которая сформирована как раз в рамках "модернизации". За последние два года созданы и утверждены концепции географического и биологического образования; сформированы основы программ; наконец, созданы учебно-методические комплексы разных авторов, разных групп. Речь идет только о линиях учебников, которые имеют гриф министерства. Они все утверждены, причем как раз в рамках концепции модернизации. За всем этим стоит многолетний труд авторских коллективов, апробация содержания... Поэтому непонятно, как можно было выпускать проект плана, который все это рушит и несет полный хаос... - То есть, если "жить" по новому плану, нужно переписывать эти новые программы и учебники? - Ну да. Совершить полный "перекрут" не только географии и биологии, но и обществознания. Возникает вопрос: кому это нужно? - У вас есть своя версия? - Есть. Если сейчас принять этот план, то через какое-то время можно сказать, что новая программа ему не соответствует (программу, рассчитанную на 70 часов, не реализовать за 35). Что делать? Спешно все переделывать: концепцию, программы, быстро стряпать учебники. Под это можно создать новый НИИ, выделить средства и "модернизировать" дальше... - Вырыли канаву, зарыли канаву... - Да. План этот предложен к обсуждению. Причем срок обсуждения проекта плана заканчивается 10 сентября. Почему такая спешка? Люди только выйдут из отпуска в конце августа и не успеют ничего толком изучить... Какие-то регионы быстро "возьмут под козырек". Есть еще важный момент. В случае принятия нового базисного учебного плана у учителей биологии и географии будет в два раза сокращена нагрузка. А это спровоцирует ситуацию массового ухода из школы квалифицированных педагогов. Ситуация осложняется тем, что большинство педвузов дает двойную специальность: учитель географии и биологии. Таким образом, эти люди дважды попадут под сокращение. Тут уже можно ставить вопрос о запрете на профессию. - Я предвижу, что на это скажет министр образования. Примерно следующее: когда мы пытаемся говорить о необходимости разгрузки школьных программ, каждый предметник начинает отстаивать свои интересы... - Хуже того. Минобразования почему-то проводит такую политику, что если предметник защищает свои интересы, его вообще нельзя допускать к формированию целого ряда документов. Сейчас даже господствует такая точка зрения, что составлять программы и нормативные планы должны только люди, которые не обладают специальными (географическими, историческими) знаниями. Лишь они могут беспристрастно решить, что необходимо ребенку для общего образования. Политика министерства сводится к тому, чтобы отстранить профессионалов от составления подобных документов. Идет политика, направленная на снижение уровня естественно-научных знаний. И это при том, что у нас туча проблем, связанных с глобальной экологический ситуацией, с экологической ситуацией внутри страны... Удивительно, что Минобразование собирается лишить ребенка знаний, направленных на понимание этих вещей, на понимание существующей в природе взаимосвязи и последствий вмешательства человека в процессы, происходящие в природе. /Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















