![]() ОСЕННИЙ МАРАФОНПрокатная компания "Екатеринбург-Арт", которая выпустила на экраны "Донни Дарко", "В последний момент" и "Новых муравьев в штанах", продолжает привозить нам всякое авангардное кино - на следующей неделе в прокат выходит "Высший пилотаж", снятый талантливым наркоманом о наркоманах и для наркоманов. Как и всякое кино о стимулирующих веществах, "Высший пилотаж" - штука очень нервная. Весь фильм камера пляшет, резко меняет ракурсы, перескакивает с плана на план (монтажных склеек в "Пилотаже" рекордное количество - 5500) и вообще выкидывает разные дезориентирующие коленца, имитирующие глубокое наркотическое опьянение. Если по городу катит машина, нам обязательно покажут вид из кабины, вид на вытертую покрышку, вид из окна, вид на водителя из-под приборной доски, а потом еще какой-нибудь диковинный ракурс. Если герой занюхивает через свернутую купюру порошок, нам продемонстрируют кристаллы вещества, отдельно - расширяющиеся зрачки, отдельно - искривленные от удовольствия губы и дрожащие от возбуждения ладони. Все это быстро утомляет, но объясняется музыкальным прошлым режиссера Йонаса Экерлунда, который десять лет кряду снимал клипы для звезд вроде Мадонны и Prodigy и вообще прославился как автор видеоряда к танцевальному шлягеру "Smack My Bitch Up". В клипе неидентифицированный лондонский житель (мы смотрели на мир его глазами) на протяжении пяти минут шлялся по клубам, хлестал виски, дебоширил, лапал (и тащил в комнатушку) стриптизершу, засасывал ноздрей "дорожку", а в финале вдруг оказывался девушкой - слабой, ранимой и очень несчастной. Задумав "Пилотаж", Экерлунд по сути решил переснять свой лучший клип, растянув его до полутора часов экранного времени: тут тоже есть дорожки, блевота, стриптизерша и всякие другие образы, знакомые любому зрителю MTV. Сам Экерлунд плагиат объясняет так: именно рваный клиповый ритм лучше всего передает мировосприятие человека, находящегося под действием наркотических веществ (о чем Экерлунд знает не понаслышке), а визуальная сторона фильма о наркотиках намного важнее сюжета. Как раз сюжета в "Пилотаже" нет. Простой американский парень (Джейсон Швартцман) колесит по одноэтажному пригороду на раздолбанном авто и попадает в водоворот, где фигурируют пристегнутая к кровати стриптизерша, драгдилеры с грозными кличками, копы, варщик зелья (брутальный ковбой Микки Рурк) и его любовница, крашенная в зеленое больная собачка и даже Эрик Робертс в эпизодической роли зажиточного гея. Парень всю дорогу закидывается метамфетамином и поэтому несколько суток не спит, не ест, не пьет (на жаргоне это называется "марафоном"), а в невротическом возбуждении делает глупости, доходит до совершенной ручки, но благополучно засыпает в самый подходящий момент. Понятно, что смотреть "Пилотаж" человеку, который в жизни не пробовал стимуляторов крепче кофе и сигарет, - занятие необычайно трудное. Герои глупы, стервозны (регулярное употребление веществ развивает паранойю) и в конечном счете все до единого отвратительны. И без того неприятная картинка (палитра в фильме блеклая, словно бы выцветшая от времени) перемежается вспышками рисованных "трипов", а более-менее приличные эпизоды разбавлены чернухой вроде акта дефекации или мастурбации в махровый носок. Как и сорок других фильмов о наркоте - от "На игле" до "Реквиема по мечте", "Пилотаж" в первую очередь адресован тем, кто сам не прочь расширить сознание, и претендует на звание "культового" - то есть такого, какой с восторгом пересматривают люди, знающие толк в составах и дозировках. Но и в таком несложном качестве есть некоторые досадные огрехи. Так, в русском дубляже переводчик несколько раз путает "винт" и "фен" (это разные наркотики), а "повара" (так в фильме перевели кличку Микки Рурка The Cook) лучше было назвать "варщиком" - как это принято у тех, кто в теме. Впрочем, последнее подтверждает, что прокатчики - вполне здоровые люди, и "Пилотаж" нам показывают исключительно в обзорных целях: смотрите, мол, гниют же люди. Чтобы зритель - ни-ни. /Кирилл АЛЕХИН/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


