|  ПОЛУРАСПАДВнешне все выглядело нормально: Михаил Плетнев за пультом. Елизавета Леонская за роялем, в программе - Второй фортепианный концерт Брамса и Восьмая симфония Дворжака. Только на сцене сидел совсем не Российский национальный оркестр, а фактически новый коллектив. Примерно треть состава РНО (30 человек) за минувшее лето была перекуплена Владимиром Спиваковым для своего нового коллектива, который после долгих препирательств со всеми заинтересованными сторонами был назван Национальным филармоническим оркестром России, или просто НФО. Разговоры о том, что огромная часть плетневских оркестрантов уходит к Спивакову, шли с весны, даже поговаривали, что плетневцы в новом НФО покупаются по более высокой цене, чем любые другие оркестранты. Но, честно признаться, только когда в Большом зале консерватории раздалось непричесанное звучание обновленного на треть плетневского оркестра, стала ясна вся обидная глупость ситуации. Весь прошлый сезон в нашем музыкальном мире только и разговоров было, что про президентские гранты для лучших музыкальных коллективов страны. В их число, к слову, вошел даже бывший светлановский оркестр, некогда легендарный оркестр СССР, но теперь - полная фикция. Ни для кого не секрет, что от Госоркестра, возглавляемого ныне дирижером Марком Горенштейном, осталось только одно имя, фактически гробовая доска. И теперь с помощью президентских грантов эта доска будет выглядеть немного параднее. И в то же время прямо у всех на глазах оказался разворован РНО. Это камень не в огород Владимира Спивакова. Он действовал как в свое время действовал сам Плетнев, собирая в 1990 году из лучших музыкантов первый частный российский оркестр. Тогда государству было не до культуры, и оно спокойно смотрело, как к Плетневу уходят от того же Светланова. Теперь государство окрепло настолько, чтобы создавать за свой счет новый оркестр, но некомпетентно настолько, что не понимает значения уже имеющегося РНО для собственного международного имиджа. Хотя, казалось бы, не надо быть большим специалистом, чтобы понять, что РНО - фактически один из двух оркестров (второй - гергиевский), представляющих сейчас Россию на международном рынке. Для этого достаточно зайти в любой западный магазин компакт-дисков. Конечно, РНО - негосударственный коллектив, к тому же с довольно строптивым нравом. И Минкультуры, с которым лишь этим маем, после 13 лет вполне звездного существования, РНО вступил в очень незначительные денежные отношения, формально никак не обязано за ним присматривать. Но в случае с оркестром такого ранга это скорее проблема Минкультуры, чем РНО. Концерт 3 сентября показал, что того РНО, который во всем мире известен по записям "Deutsche Grammophon", на сегодняшний день не существует. Не исключено, что со временем новый состав, где теперь много совсем молодых и, как говорят, полных энтузиазма музыкантов, обретет прежнюю стройность и легкость. Но хорошо сыгранный оркестр - это то же самое, что хорошо сыгранная футбольная команда. Нужны время и деньги. А этого частному оркестру сильное государство пока не может гарантировать. /Екатерина БИРЮКОВА/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















