![]() ДВА МИЛЛИОНА БРЕВЕН ИЗ СССР - В РИМЕВ Риме в музее истории города (Палаццо Браски) открылась выставка "Утопия видения. Советский фотомонтаж, 1917-1950". Она проходит в рамках Международного фестиваля фотографии FotoGragia и подготовлена музеем совместно с Московским домом фотографии. На выставке представлено более ста работ из российских государственных и частных собраний. Накануне вернисажа по итальянскому первому каналу показывали документальный фильм о Муссолини. Как раз вовремя: фотомонтаж - это искусство тоталитарных режимов. Точнее, искусство, поставленное на службу тоталитарным режимам. В самом деле, как приятно монтировать действительность, превращая угрюмые пейзажи в сказочно прекрасную страну, в которой даже самые понурые лица будут светиться от счастья: "Армия лесорубов подготовила два миллиона восемьсот тысяч бревен", - радостно сообщал журнал "СССР на стройке". Сами знаете, кто был в этой армии лесорубов. Но на фотомонтаже все выглядит просто замечательно. А на первом плане - творец всей красоты: крупным планом, лицо сосредоточенно-озабоченное, брови сдвинуты - он думает и заботится о нас. В нашем случае, это Сталин, в их - Муссолини. Начиналось все не так ужасно. Фотомонтаж как художественный прием появился в 20-е годы. По сути, он - та же аппликация, которой пользовались кубисты и футуристы, наклеивавшие на холсты вырезки из газет и прочие незамысловатые предметы. Авангардисты в Германии и России стали наклеивать фотографии. Выглядело очень эффектно: в глаз какому-нибудь архитектору можно было вклеить циркуль - получалась аллегорическая фигура конструктора, который и думает и видит геометрическими формами. В глаз Осипу Брику Александр Родченко вклеил логотип журнала "ЛЕФ" - получился аллегорический портрет "левофронтовца". В 20-е годы фотомонтаж завоевал практически всю полиграфию: на смену футуристической рукописной книге пришли новые технологии. Обложка "Сельского кооперативного календаря" за 1925 год - одна из самых красивых: два крестьянина держат герб, а вокруг - сценки из сельской жизни. Нечто подобное - на обложках журналов "Крестьянка", "Новый зритель", "Женского журнала" и, конечно, "Огонька". В кино монтажом занимались Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн, в полиграфии - Крученых, Лисицкий, Родченко, Степанова, Галаджиев. Монтаж был экспериментальной техникой, отражавшей начало новой эпохи в истории зрительного восприятия. Как легко было людям эпохи Возрождения, которые видели все в линейной перспективе. Как легко было человеку XIX века, который воспринимал мир панорамно. И как тяжело стало человеку XX века, который успевал увидеть лишь фрагменты реальности. Потому и появился монтаж, который скреплял эти фрагменты визуальной (и всей другой) информации в единое целое. Пусть целое и было фрагментарным, но оно создавало иллюзию всеобъемлющего знания. Главная особенность монтажа - крайняя избирательность при отборе материала. То есть монтаж по самой своей природе - тенденциозен и подцензурен. Потому-то монтаж, и в первую очередь фотомонтаж, стал главным инструментом советской пропаганды. Журнал "СССР на стройке" - шикарное по тем временам ежемесячное издание огромного формата - выходил все 30-е годы на русском, французском и немецком языках. Это был официальный орган советской пропаганды (существует даже парадный портрет Сталина за столом, на котором разложены свежие номера "СССР на стройке"). Каждый номер журнала был посвящен какой-то одной теме - спасение челюскинцев, шахты Донбасса, Микояновский мясокомбинат, освоение дальнего севера, парки культуры и отдыха и др. Он должен был показать ударный труд советских людей, которые, превозмогая любые проблемы, строят счастье на земле. Показывать нужно было наглядно: в журнале почти нет текстов, зато огромное количество фотографий, каждая из которых подвергнута не только ретуши (то есть элементарной маскировке действительности), но и монтажу. Монтажом в журнале занимались "конструкторы" книги Александр Родченко и Варвара Степанова. Они превращали снимки Игнатовича, Пенсона и других мастеров фоторепортажа в потрясающей красоты эпические картины. То есть превращали реальность в утопию - отсюда и название выставки. Экземпляры "СССР на стройке" - главный хит римской выставки. Вокруг на стенах - эскизы фотомонтажей, оригиналы и отпечатки. В целом выставка воссоздает не только историю фотомонтажа, но и технологию его изготовления. Римская публика наверняка чутко отнесется к выставке - ведь здесь тоталитаризм и пропаганда имеют свою длинную историю. Колонна императора Траяна повествует о героическом завоевании Дакии. Хоть и сделана она из мрамора, но в рельефах использован все тот же принцип монтажа. О том, сколько солдат погибло во время военного похода, как и о том, сколько лесорубов погибло на севере, ни колонна Траяна, ни "СССР на стройке" не сообщали. И, что самое примечательное, не должны были: монтаж - это утопическое видение, а вовсе не историческая реальность. /НИКОЛАЙ МОЛОК/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


