![]() ЛЕТИТЕ САМИАн-70 сравнивали с птицей Феникс. Несмотря на проходившие не один раз "похороны" самолета, проект по созданию Ан-70 постоянно возрождался. Продолжению работ способствовали заявления в его поддержку президентов России и Украины. Однако теперь положение у самолета действительно сложное. Приезжавший недавно в Москву президент Украины Леонид Кучма вновь говорил о необходимости строительства Ан-70. Но его голос на этот раз не был поддержан. Украине, похоже, придется смириться с мыслью, что она самостоятельно будет завершать проект. У Ан-70 непростая судьба. На старте в его создании принимали участие специалисты европейского концерна Airbus. Однако затем европейцы отказались от сотрудничества и решили заняться строительством аналогичного самолета А-400М. Проект-Ан-70 в тот раз выдержал удар: правительства России и Украины подтвердили необходимость продолжения работ, о начале которых было заявлено 24 июня 1993 года. Справился Ан-70 и со вторым испытанием - катастрофой в январе 2001 года под Омском. В тот же год восстановленный после аварии самолет после наземных испытаний совершил первый 20-минутный испытательный полет с омского военного аэродрома "Северный". Омская катастрофа, как это ни странно, пошла самолету на пользу, считают в АНТК им. Антонова. После того как Ан-70 совершил вынужденную посадку из-за последовательного отказа двух из четырех авиадвигателей, его фюзеляж переломился надвое. Осмотр самолета выявил ряд конструкторских упущений, которые были оперативно за три месяца ликвидированы в Омском аэрокосмическом объединении "Полет". К этому "воскрешению" самолета самым непосредственным образом были причастны президенты России и Украины, заявившие на своей встрече в Днепропетровске в 2001 году, что катастрофа не поставит крест на реализации уникального проекта. "Несмотря на то что в продвижении самолета по вине Европы, участвовавшей в девяностые годы в проекте, мы потеряли несколько лет, Ан-70 по-прежнему опережает аналогичный самолет, разрабатываемый европейским концерном Airbus", - заявил тогда президент Украины Леонид Кучма. Украинский президент и сегодня верит в проект Ан-70. Во время своего визита в Москву на презентации своей книги "Украина - не Россия" он выразил недоумение по поводу того, что в России продолжают сомневаться в целесообразности развития совместного проекта по созданию самолетов Ан-70. "Только очень богатая страна может позволить себе роскошь застопорить проект, на который потрачены миллионы рублей, взять и выбросить его в корзину, а потом идти на Запад и покупать там самолеты за валюту, - сказал глава Украины. -Я удивлен, почему в России, причем на таком высоком уровне, находятся силы, которые не дают возможности, чтобы этот проект получился". Он выразил надежду, что "это мелкое дорожно-транспортное происшествие и российское правительство расчистит его". Однако в руководстве России, судя по всему, охладели к этому проекту. Представители российских ВВС и Минобороны в последнее время не раз заявляли о техническом несовершенстве и ряде существенных недоработок в самолете Ан-70, что делает его неконкурентоспособным по сравнению с другими военно-транспортными самолетами - в частности, Ил-76МФ. Главная претензия россиян, что Ан-70 стал конкурентом российскому самолету. "Ан-70, изначально задуманный как среднетранспортный, грузоподъемностью до 20 тонн, уже "шагнул" до 40 тонн и стал прямым конкурентом Ил-76МФ, - говорит генеральный директор Авиационного комплекса им. Ильюшина Виктор Ливанов. - Под Ан-70 пытаются создать новые производственные мощности в Омске, где никогда не строили самолеты. Для этого, по нашим расчетам, потребуется как минимум $100 млн. И это при том, что основные российские авиазаводы в Воронеже, Ульяновске, Казани и Самаре загружены лишь на 25-30%". По заключению экспертов Министерства обороны России, на научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки для Ан-70 потребуется 180 млн рублей из российского бюджета. Главком ВВС России генерал-полковник Владимир Михайлов считает, что для устранения имеющихся у Ан-70 недостатков требуется выполнить более 30 расчетно-экспериментальных и исследовательских работ. Главной проблемой, влияющей на безопасность полетов Ан-70, главком назвал недостаточную степень газодинамической устойчивости авиадвигателя. В свою очередь генконструктор киевского АНТК имени Антонова Петр Балабуев заявил, что российские военные сами затягивают испытания самолета Ан-70. Скорее всего Украине самой придется доводить дело до финиша. Видимо, это уже понимают и в руководстве страны. Кабинет министров Украины на днях одобрил проект закона "Об общегосударственной программе создания военно-транспортного самолета Ан-70 и его закупках по государственным оборонным заказам". По словам министра промышленной политики Украины Анатолия Мялицы, программа предусматривает возможность закупок самолетов Ан-70 для нужд вооруженных сил за счет госбюджета. "Независимо от того, как будет продвигаться работа в России, мы обеспечим финансирование и будем закупать для нашей армии этот самолет", - заявил он. Анатолий Мялица не стал сразу ставить крест на сотрудничестве с Россией, заявив, что украинская сторона исходит из достигнутых ранее договоренностей: поставка украинской армии 65 самолетов, а российским ВВС - 164 машин. Он заявил об интересе, проявленном к Ан-70 в Чехии, Китае, Индии и ряде арабских стран. Министр положительно оценивает перспективы продвижения Ан-70 и на европейский рынок. "Европейский аналог Ан-70 - самолет А-400М - только начал создаваться и появится не ранее чем через 5 лет, - говорит он. - В то же время Ан-70 уже создан, проходит испытания, которые нужно успешно завершить и поставить самолет в серию". |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


