![]() ДЕВЯТНАДЦАТЬ ЗИМ ЛЬВА ТОЛСТОГОВ советское время юбилеи Толстого традиционно отмечались торжественным вечером в Большом театре, вереницей научных конференций, выпуском миллионными тиражами очередных томов Толстого и о Толстом... Теперешний празднуется скромнее: никаких официальных вечеров, никаких телепередач по центральным каналам ("заметила" Толстого лишь "Культура"). В Государственном музее писателя на Пречистенке открылась литературная экспозиция "Земля и небо Льва Толстого", прошел международный форум "Толстой и ХХI век", а в ИМЛИ - толстовская научная конференция. После реставрации открылся Мемориальный музей-усадьба Л.Н. Толстого "Хамовники", где сегодня состоится премьера оперы "Хаджи-Мурат", написанной композитором Ширвани Чалаевым. Толстой и боулинг. "Хамовники" - необыкновенный музей: в нем все, как было при Толстом. Сравниться он может лишь с "Ясной Поляной". В 1882 году писатель купил усадьбу с деревянным одноэтажным домом с мезонином. Ему приглянулось уединенное положение дома, большой заросший тенистый сад; понравилось и то, что дом стоит не в аристократическом районе, а на рабочей окраине Москвы - в окружении фабрик и заводов. Напротив - шелкоткацкая фабрика французов - братьев Жиро (сегодня там - грохочущий развлекательный комплекс с боулингом и бильярдом), рядом - пивоваренный завод, парфюмерная фабрика... Толстой хотел знать, как живет городская беднота (жизнь бедноты деревенской была ему знакома). Писатель прожил здесь девятнадцать зим. В предпоследний раз реставрация музея проходила в 1971-1972 годах. И вот спустя 30 лет наконец пришла очередь новой реставрации. Сложность была в том, что специалисты требовали освободить музей от экспонатов. В "Хамовниках" же хранятся подлинные вещи - во всех 16 комнатах достроенного Толстым двухэтажного дома. В итоге все экспонаты были бережно перенесены в служебные помещения усадьбы. "У нас работает Хамед Кадыров (для нас - Коля), у него золотые руки, - рассказывает главный хранитель музея Тамара Васильевна Полякова. - Он придумал стеллажи в три этажа, и туда "переселились" многие вещи. Не трогали только два рояля (их накрыли), большой диван и письменный стол Толстого с решеточкой (он был зашит в короб). За этим столом были написаны около ста произведений: "Воскресение", "Хаджи-Мурат", "Смерть Ивана Ильича", "Холстомер", пьесы, публицистика... Последнее, что Толстой писал здесь, - "Ответ Синоду" в 1901 году - по случаю отлучения его от церкви. Сад. На лето семья переселялась в Ясную Поляну. Поэтому Софья Андреевна сажала только весенние цветы: тюльпаны, нарциссы и любимые ею гиацинты. До сих пор каждый год весной из-под земли вылезают лужайки подснежников, посаженных ею. В 1980-м перепахивался сад, и сотрудники музея очень опасались за судьбу этих цветов. На следующий год их стало меньше, но потом подснежники восстановились. Они умеют перемещаться. В этом году их лужайка больше здесь, на следующий - в другом месте. Деревьев, которые помнят Толстого, осталось мало: несколько старинных лип и главная реликвия - береза у сторожки при входе. Она держится на одной коре, опирается на подпорку. Каждую весну музейщики смотрят: жива она или нет. Живет. Есть фотография, на которой Толстой сфотографирован на фоне этой (но только совсем юной) березки. Дом. В доме никогда не было ни электричества, ни канализации, ни водопровода. Толстой - человек деревенский - не хотел благ цивилизации. Дом отапливался десятью печками. И только во время последней реставрации его впервые электрифицировали. Ничего не сверлили (не переделывали керосиновые лампы в электрические), а просто провели боковые подсветки. Отопление было сделано в конце 50-х. Старые сотрудники вспоминали, как зимой экскурсоводам выдавали полушубки и валенки. И сегодня здесь нет батарей: под землей идут короба и теплый воздух нагнетается в дом. "Перспективно мыслящая женщина". В Хамовниках все сохранилось благодаря Софье Андреевне. Как выразилась Тамара Васильевна Полякова, она была перспективно мыслящей женщиной. Понимала, что музей Толстого обязательно будет создан. Сначала в 1911 году продала дом Московской городской управе (а не в частные руки, что было бы дороже и выгоднее). Продала, чтобы дом никогда не перестраивали. Большую часть вещей (за исключением обстановки кабинета писателя) она отдала на хранение в Ступинские склады. Они использовались и как ломбард, и для хранения, и для перевозки вещей в любую точку страны. В 1919 году все вещи вдова Толстого безвозмездно передает Толстовскому обществу. А в 1921 году открывается музей. Экспонаты. В фондах музея насчитывается около пяти тысяч экспонатов. Здесь сохранилось всё - вплоть до посуды. В столовой на первом этаже сегодня стол накрыт только на членов семьи. Его украшает бело-синий английский фаянсовый сервиз фирмы "Лима", купленный Софьей Андреевной к свадьбе старшего сына Сергея Львовича в 1895 году за 50 рублей серебром. Удивительно, что букет для невесты из белых лилий и роз, оформленный муаровой белой лентой, в "цветочном" июле стоил 25 рублей серебром. Сервиз живет сто с лишним лет, а от цветов в музее остался лишь счет. В спальне Толстых покрывало и лоскутное одеяло выполнены руками Софьи Андреевны. Они бережно реставрированы. А в комнате Татьяны Львовны стоит стол, покрытый скатертью, на которой - вышитые ею шелковыми и шерстяными нитками росписи гостей, приходивших сюда (сначала расписывались мелом): Толстой, Репин, скульптор Антокольский... 70 автографов и монограмм. Раньше думали, что их 66, но в процессе реставрации восстановили еще 4 фамилии. Наверху, в кабинете Льва Николаевича, знаменитый письменный стол писателя и кажущиеся кожаными кресла и диван. На самом деле это черная клеенка. Когда Сергей Герасимов снимал свой фильм о Толстом, то просил: "Разрешите мне лечь на этот диван, а "Софья Андреевна" мне кофе принесет". Ему не разрешили: "Вы ляжете, а дальше - пружина выскочит..." В результате в Чехословакии для съемок была заказана дорогая кожаная мебель, изображавшая эту - русскую клеенчатую. А рядом с кабинетом сегодня "живет" английский велосипед Толстого: он начал учиться ездить на нем в 67 лет, был страшно увлечен и в 1895 году получил билет на право езды по улицам Москвы по правилам: нельзя кататься в экстравагантной одежде, чтобы не пугать лошадей и публику, уметь соскакивать с велосипеда, чтобы "дать лошади опомниться"... По соседству с кабинетом - в "рабочей комнате" - выставлены сапоги и ботинки, сделанные самим Толстым, и толстовки, сшитые Софьей Андреевной. Толстовки в ходу и сегодня, но мало кто знает, что их придумал Толстой. Экскурсанты. "Много ли у вас посетителей?" - спрашиваю у смотрительницы зала. "Много, - отвечает она. - Летом это в основном иностранцы, а с осени начинаются потоки школьников. Слушают по-разному. Маленькие - гораздо лучше: что-то записывают. Всё, конечно, зависит от учителя: если он им объяснил, кто такой Толстой, прочитал что-то, рассказал о "зеленой палочке", они слушают с интересом. А старшеклассники часто ни одного произведения Толстого не могут назвать. Хохочут, толкаются... "Пронимает" их одно: узнав, что это подлинные экспонаты, они оживленно обсуждают, какие можно "бабки срубить" за них. Лучше всего слушают школьники из провинции". Спрашиваю у двух мальчишек-семиклассников, отделившихся от общей группы и разглядывающих кабинет Толстого: "Ну как, вам здесь нравится?" "Прикольно", - серьезно отвечает парнишка. В переводе на русский это означает: жутко понравилось. /Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


