|  В КОТОРЫЙ РАЗ "НОВАЯ МОСКВА"Этот фильм я обязательно смотрю каждый раз, когда неожиданно на него нападаю. Увижу кадр и, как завязавший курильщик, вдруг случайно обнаруживший припасенный бычок, воровато озирается и, уверяя себя, что это последний, не выдерживает и затягивается, оставляю все дела, подсаживаюсь к телевизору и досматриваю это виденное-перевиденное кино до конца. В воскресенье "Новую Москву" показали на канале "Столица". Поздним утром, в качестве старой (1938 года рождения.) и простодушной комедии, темой и названием подходящей к Дню города. Ошиблись. Надо бы вечером на "Культуре" - в то время, когда показывают шедевры старого советского кино. Впрочем, кажется и во время, отведенное для шедевров, этот фильм уже не раз показывали. Потому что "Новая Москва" режиссера Александра Медведкина - самая настоящая "нетленка", которая с каждым просмотром становится все значительнее, а смысл ее - не побоюсь сказать, провидческий - с годами только углубляется. А моя уверенность (не допускаю, что ложная), будто это кино - шифрованное послание в будущее, только усугубляется. Раньше я считала, что фанатом "Новой Москвы" стала только благодаря центральной сцене - показа на выставке действующей модели реконструкции столицы в социалистический рай. Точнее - великому началу этой сцены, когда пленка по оплошности крутится назад и вместо того, чтобы разрушаться - ознаменовывая этим победу новой социалистической столицы над старой допотопной, - храм Христа Спасителя возрождается из груды руин под громкий смех свидетелей технического казуса. Дожил ли кто из тех смеющихся до дня, когда храм вырос вновь? Хотел ли сам режиссер, чтобы время повернулось вспять и Москва - большая набожная деревня - победила Москву - монструозный мегаполис. Ведь все знакомое и обжитое побеждает - конечно, только в нашем сердце - неизвестное могущественное будущее. Теперь мне кажутся значительными и другие сцены и эпизоды фильма, которым я раньше не придавала значения. Вот бодрая приезжая старушка ищет в Москве дом сестры и не находит - так Москва изменилась. И я впервые сердечно посочувствовала старушке, потому что на днях искала в центре дом друзей детства, в котором давно не была, и вынуждена была дважды спросить дорогу у таджикских рабочих, на глазах преображающих нашу вечно преображаемую столицу какой-то золотой крылатой девицей, хозяйкой рассевшейся в золотом кресле. Крупная попсово-сексапильная скульптурная девица оказалась частью нового комплекса, возводимого напротив одной из сталинских высоток, которой, может быть, тоже скоро не будет, как не станет гостиницы "Москва" и Военторга. Потом старушка все же нашла сестру, но в это время обретенный дом начали передвигать, и напуганные героини стали звонить по телефону и вопить: "Куда же это Москва-то едет?" Есть люди - и я в их числе, - которые до сих пор этим вопросом задаются. И им дается такой же, как и в 38-м году, ответ: "Новые здания превратят Москву в город сказочной красоты". С таким же энтузиазмом принято, особенно в первых числах сентября, говорить о том, что произошло с Москвой в последние годы. Комплименты многовековому городу выдают как девице на выданье: похорошела, выросла, расцвела. Москва опять новая, и ничего старого - без подземных стоянок и бескрайних полей торговых и офисных площадей - ей не надо. И вот уже с гостиницей "Москва" начала гибнуть сталинская Москва - светлое будущее героев сталинского кинематографа. Новая гостиница, которую обещают построить по подобию снесенной, даст совсем другой образ нашего советского прошлого - комфортабельный. Расходящийся с нашими собственными воспоминаниями. Фильм Александра Медведкина сначала назывался "Веселая Москва", потом его переименовали, но все равно народу не показывали. Что-то в этом фильме насторожило власть. Может быть, как раз та водевильная веселость, с которой в нем рассказывалось о таком серьезном государственном деле, как реконструкция столицы. Может быть, показалась кощунственной даже на пленке, даже в нехитром спецэффекте возможность поворота времени вспять. Но фильм пережил и запретившую его власть, и архитектуру, которую он презентовал как грядущую. Фильм нашел своих зрителей, у которых, как и у его героев, немножко едет крыша от скорости и количества перемен, случившихся на их глазах с Москвой. /Ольга КАБАНОВА/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















