|  ДВА МИРА - ДВА СПЕКТАКЛЯ"Реальный театр" - один из самых видных фестивалей российской провинции. За неделю он покажет 16 спектаклей из 13 театров со всей страны. На десерт будет подано международное блюдо: спектакль "Дитя-гигант" из Сеула по древнекорейской легенде. "Реальный театр" - взгляд на мир глазами одного человека, отца и директора фестиваля Олега Лоевского, затеявшего в 1990 году поставлять на Урал яркую театральную мысль. Вначале дело выглядело как региональный смотр театров для детей и молодежи, но вскоре приобрело российский размах, а потом и международный аспект (премьера французской пьесы "Эвита" в екатеринбургском ТЮЗе, режиссер Жан-Клод Котийар). Нынешний фестиваль - седьмой сборник театральных достижений России, где единственный селекционер (для программы из 16 спектаклей просмотрено больше 100) руководствуется принципом: не столько лучшее, сколько реальное - то, чем живет сегодня наша сцена, а стало быть, и Россия. Оказывается, жить сегодня в России можно очень по-разному. И спектакли выпускать разные, словно бы принадлежащие разным эпохам. "На дне" (Молодежный театр Алтая, Барнаул) и "Двойное непостоянство" (Молодежный театр "Глобус", Новосибирск) - яркое тому подтверждение. Чтобы ставить "На дне" Горького, нужны очень веские доводы, ведь фразы вроде "Человек - это звучит гордо" звучат сейчас, как пафосная архаика. Режиссер Алексей Песегов соединил в спектакле реализм драматургии и реализм русской сцены. Однако вслушиваться три часа в бесхитростное произнесение слов, утративших всякую связь с реальностью, способен не каждый. Тем более что сцена бедна и неказиста, свет меняется раз в полчаса, все герои кажутся на одно лицо (Валерий Золотухин в роли Луки не меняет дела), а сострадания к ним никак не рождается: актеры изображают то, что чувствовать не могут - они другие, и у них другие страсти. Вместе с тем спектакль не лишен достоинств. Он такой, какой возможен сегодня в небогатой театральной реальности России, и всегда найдет публику, которая просто чтит классику и уже потому высидит до финала. "Двойное непостоянство" Мариво (режиссер и сценограф Дмитрий Черняков) - штучка совсем иного рода. Здесь и кружево сюжета, и прихотливое сплетение поступков и слов, и умники, расставляющие ловушки простакам, и манипуляции над человеком, превращающие его в винтик интриги. В пьесе Мариво одни - музыкальные инструменты, другие - исполнители, в нужный момент нажимающие на нужную клавишу. В спектакле театра "Глобус" все усложняется: здесь идут следом Мариво, обнажая слой за слоем тайники души. Прихотливая сложность действия, в результате которого разбивается одна любовь, и складываются две новые связи, - только один слой. Новые связи - результат ужасного эксперимента над человеком, циничная игра с его природой. У Мариво - игра в любовь. У Чернякова - ни любви, ни игры в любовь нет: есть дом, где разбиваются сердца. Но удивительнее всего даже не эти наслоения, а фактура спектакля. Весь он - причудливый, легкий, взбалмошный, полный энергетических сгустков - подобен инструментальной пьесе для небольшого состава солистов, образующих удивительный ансамбль. Завораживает не столько текст пьесы, сколько партитура спектакля, сотканная из интонаций, ритмов и темпов (вздохи, скороговорка, шепот, паузы, бормотание), пластики (кувырки, бег, судорожная ходьба, прыжки). В итоге два часа непрерывного экстремального действия, полного деталей тонкой работы и резких волнующих контрастов, эксцентрики, клоунады и психологических экзерсисов, пролетают стремительно, держа в крайнем напряжении и принося наслаждение качеством выделки. Актеры раскованны, пластичны, музыкальны, как будто вышли не из русского театра. Они виртуозно соблазняют нас интонацией, превращая текст в почти оперный речитатив. /Марина БОРИСОВА/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















