![]() ПИР ДУХАПатриотизм должен чем-то питаться . Пусть мы пока не самые богатые и не самые здоровые. Пусть, как свысока говорят европейцы, мы еще не умеем работать. Зато в вопросах культурного досуга жители Москвы обогнали даже парижан и лондонцев, не говоря о жителях других европейских городов. Радостную статистику, подтверждающую, что Москва - самая культурная столица, предоставила "Известиям" группа компаний "КОМКОН". О своем отношении к духовной пище высказались европейцы разного достатка. Поскольку их "средним" соответствуют наши "богатые" (больше 1000 долларов в месяц на члена семьи), то для чистоты эксперимента было решено сравнивать ответы представителей именно этих категорий. Полученные результаты воодушевляют: нам есть за что себя уважать. Во-первых, нашел подтверждение трюизм о том, что Москва самый читающий город: 63% опрошенных признались в любви к художественному чтиву. (Учебники и специальная литература не в счет.) - В Париже, как и в Москве, читают даже на ходу, но в книжных магазинах нет столпотворения, - делится впечатлениями русская парижанка, дипломированный гид Елена Бизненко. - В самом крупном парижском книжном магазине FNAC можно свободно прохаживаться между стеллажами, не натыкаясь поминутно на других покупателей. Это верно. Московский "Библио Глобус" - книжный гигант всероссийского масштаба - забит народом с самого утра и до закрытия. Но причиной этого вряд ли можно считать особое российское книголюбие. В уже упомянутом Париже расположено более 1000 специализированных книжных супермаркетов, в Москве таких всего шесть десятков. Не считая нескольких сотен лотков и скудных книжных отделов в универмагах и продуктовых супермаркетах. Несмотря на то, что наши цены на книжки сравнялись с европейскими, культура книжной розницы в Москве пока не приживается. Зато с драматическим и музыкальным искусством все наоборот. В театральной столице мира - Лондоне всего около 70 театров. В Москве - полторы сотни. Численность населения примерно одинакова. По словам министра культуры Михаила Швыдкого, за последние годы количество театров в Москве удвоилось, а симфонических оркестров стало больше втрое. При этом цены на билеты в среднем гораздо ниже, чем в Европе. Абонемент на пять концертов в Большой зал консерватории стоит всего 1500 рублей, по 300 рублей за концерт. Немыслимо низкие цены впечатляют иностранцев: идя навстречу их пожеланиям, в последнее время большинство турфирм включают в московские экскурсионные программы "культпоход" в консерваторию. В театре "Новая опера" корреспонденту "Известий" довелось наблюдать группы интуристов, заливающихся слезами над страданиями Маргариты Готье. "Травиату" по цене тридцать долларов за билет на хорошие места можно увидеть только в Москве. Для сравнения: за самый дешевый билет на "Евгения Онегина" в Ковент-Гардене лондонские меломаны платят 60 долларов. - К тому же, по качеству многие европейские спектакли несопоставимы с нашими, - утверждает искушенная театралка, директор по коммуникациям КОМКОН Мария Вакатова. - У нас может отставать техническая база, но по уровню креатива, по разнообразию художественных концепций московским театрам нет равных. О московских музеях вряд ли можно сказать то же самое: они бедны и несовременны. Большинство музеев Европы давно существуют на спонсорские деньги: список меценатов они выбивают позолотой на мраморе и вывешивают в фойе на самом видном месте. Деньги, получаемые из казны и от продажи входных билетов, в общем объеме финансирования составляют от десятой доли до трети. Наши музеи содержат бюджеты разных уровней, а цены на билеты поистине смехотворны. Посмотреть музеи Московского Кремля россиянин сможет за два с половиной доллара, иностранец - за восемь. Это самые дорогие музейные билеты в столице. Остальные обойдутся в сорок, двадцать и даже десять рублей. За вход в Букингемский дворец в Лондоне придется заплатить двадцать долларов, а даже самый экономный способ посетить музеи Парижа - по музейной карте, позволяющей обойти 47 музеев по одному билету, дешевым не назовешь. - Карта на один день стоит 22 евро, - рассказывает Елена Бизненко. - На пять дней - 51 евро. Теоретически за день можно пробежаться по двадцати музеям, но какой от этого толк? Два-три музея в день - разумный максимум. Ходить по музеям - моя профессия. Можете мне поверить: увидеть парижанина даже в Лувре непросто. А обычная московская картина, когда школьники бегают между стендами, не слушая экскурсовода, для парижских музеев совсем не характерна. Школьные экскурсии среди парижан малопопулярны. Разве что из провинции кто-то приедет. Еще до объединения Германии Западный Берлин был одним из мировых лидеров по количеству картинных галерей и художественных вернисажей. И по сей день берлинские площадки остаются весьма доступными для начинающих и неизвестных художников. Однако население германской столицы почему-то игнорирует это преимущество своего города: всего лишь 6% из них проявляют интерес к изобразительному искусству. Наша цифра - 38% - кажется на этом фоне запредельной. - Можно допустить, что не все из опрошенных москвичей говорили правду, - сомневается психолог Ирина Скороходова. - Лично мне не верится в то, что почти 40% из них посещают художественные галереи. Но это простительное лукавство. Людям свойственно желание казаться лучше, тем более по такому уважительному критерию, как любовь к искусству. Единственная номинация, в которой Москва оказалась аутсайдером, - посещение концертов популярной музыки. Впрочем, здесь как раз тот самый случай, когда "минус" можно смело засчитывать в "плюс". Считаете ли вы свой город культурным? Сергей ЯКИМОВ, директор Музея Балтийского флота, капитан 1 ранга, г. Балтийск Калининградской области: - У меня двойственное ощущение. С одной стороны, сейчас Россия переживает музейный бум - а значит, некогда потерянный нравственный стержень народа восстанавливается. И когда я вижу в выходные дни давно забытые очереди людей, желающих попасть в храмы культуры, душа радуется. С другой стороны, когда выхожу из дома и вижу загаженный подъезд или вываленный под окнами мусор, оптимизм улетучивается. Мы можем сколь угодно долго ругать власть, но, пока не усвоим, что посещение музеев и театров еще не дает человеку права называть себя воспитанным, претендовать на звание культурной нации или культурного города мы никогда не сможем. Владимир КУРОПАТОВ, писатель, Кемерово: - У нас в городе, да и в стране, культурного человека найти сложно. Считается: чем больше город, тем люди, живущие в нем, более культурны. Однако культура не определяется ни величиной города, ни количеством "культурных" заведений. У меня дома огромная библиотека, но все реже я вижу интерес к книгам у моих гостей. Недавно я взял свою новую книжку и решил раздать бесплатно несколько экземпляров прохожим - никто не проявил простого человеческого интереса. Только одна женщина взяла книгу. По-моему, скоро люди забудут даже алфавит. Сергей ДАРЬКИН, губернатор Приморского края: - Приморье и Владивосток - форпост культуры России на Дальнем Востоке. Культура - это люди, а люди у нас самые лучшие. Владимир ЗАБРОДИН, доктор геолого-минералогических наук, член Клуба "Известий", Хабаровск: - Безусловно, считаю. Из совковой провинции за последние 10 лет город превратился в культурный центр региона. 7 театров вместо прежних 3, лучший на Дальнем Востоке симфонический оркестр, замечательные художественный и краеведческий музеи. Литературная жизнь, насколько знаю, кипит. Михаил СВЕРДЛОВ, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств: - Честно говоря - не очень. Культурность города определяется не количеством памятников, а культурой жителей. По количеству памятников Питер должен быть самым культурным городом в мире - а в нашем городе столько народу живет бескультурного... Город очень грязный. Как преподаватель могу сказать, что и культурный уровень студентов низкий. Мы не культурная столица. Татьяна КАЛАШНИК, помощник главы Республики Карелия по вопросам культуры: - Петрозаводск - один из самых культурных городов России. При населении менее 300 тысяч человек мы имеем 5 театров, 13 вузов, симфонический оркестр. Публичной библиотеке более 160 лет, Драмтеатру - 97. Заполняемость зрительных залов и число читателей превышают среднероссийские показатели. Я часто вижу, что на концертах, несмотря на дорогие билеты, сидят люди явно небольшого достатка. Одна пенсионерка мне как-то сказала: "Я половину пенсии отдала за билет, зато после концерта мне снова хочется жить". Однако главное - культура поведения местных жителей: чувство собственного достоинства, благожелательное отношение к приезжим, отсутствие суеты, да и просто чистый литературный русский язык. /Юлия ИГНАТЬЕВА/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати |


