|  РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНАВ среду в 7.35 утра в Ставропольском крае террористы подорвали электричку с пассажирами. 6 человек - три девушки и трое юношей погибли. 49 человек ранены. Количество жертв может увеличиться - 13 пострадавших находятся в крайне тяжелом состоянии. Этот теракт странным образом совпал с круглой датой - шестидесятилетием начала "рельсовой войны", объявленной партизанами фашистам во время Великой Отечественной войны. Вряд ли террористы настолько хорошо знают историю, но они достаточно умны, чтобы каждый раз выбирать для своих атак новый, неожиданный способ. На железной дороге их не ждал никто. Летом в утренней электричке № 6302 "Кисловодск-Минеральные Воды" всегда можно было найти сидячее место. Но с 1 сентября начались занятия в вузах Минеральных Вод, и теперь вагоны приходилось брать штурмом. Причем большинство студентов садилось в поезд в Кисловодске. Тем, кто входил на следующих станциях, ехать приходилось стоя. Экспедитор Ирина Кульбашина, мать двоих детей, ездит в Ессентуки на работу из поселка Подкумок. Утром 3 сентября она как всегда собралась на работу. Обычно Ирина садится в 4-й вагон, но вчера поезд был переполнен, женщина даже не попыталась протиснуться в салон, а пристроилась в тамбуре пятого вагона. От Подкумка до Ессентуков пятнадцать минут езды. - Едва электричка набрала скорость, как всех нас что-то толкнуло, а затем раздался громкий сухой хлопок. Тамбур наполнился искрами и гарью. Вагон накренился как мотоцикл на вираже, но продолжал ехать, ехать и ехать. Я даже подумать ничего не успела, но в доли секунды осознала, что произошло что-то ужасное. В вагоне закричали, началась паника, а поезд продолжал нестись вперед. Было ощущение, что мы мчимся уже не по рельсам, а куда-то вбок, куда-то за пределы. А потом вдруг все кончилось. Поезд встал, открылись двери. Несколько мужчин выскочили из нашего тамбура и в мгновение ока оказались на вершине холма. Кто-то говорил какие-то успокоительные слова, кто-то начал выносить пострадавших. Люди выходили на насыпь с окровавленными лицами и брели куда глаза глядят. Я вышла на воздух. Солнце, которое вдруг оказалось совсем близко, слепило глаза. Я села на насыпь и долго-долго вдыхала воздух. Он чем-то пах. Посидела немного и отправилась пешком домой. По моим подсчетам, мы проехали от Подкумка не больше трех километров. К электричке уже ехали милицейские машины и "скорые". Но поезд остановился в таком месте, куда подъехать было сложно. Поэтому милиционеры и врачи оставили свои машины на холме и пошли к нам пешком. Я вышла на дорогу. Меня догнала попутка. Я без слов села в кабину и доехала до дома. Меня стали расспрашивать, а я ничего не могла рассказать, только плакала. Потом у меня началась истерика, и родные вызвали неотложку... Два радиоуправляемых фугаса общей мощностью до 5 кг в тротиловом эквиваленте были заложены в 3-4 метрах друг от друга и сработали синхронно в 7.35. Одно взрывное устройство было начинено мелкими металлическими предметами, другое оказалось безоболочным. Рельсы при взрыве не пострадали. Фугасы были прикопаны между шпал в щебенке. Четвертый вагон сбросило с рельсов взрывной волной, машинист тут же отреагировал на хлопок и начал останавливаться, но поезд, уже набравший скорость, несся по инерции еще триста пятьдесят метров. Колеса четвертого вагона ехали прямо по бетонным шпалам, оставляя на них глубокие выбоины. Погибли 6 человек. Трое прямо в вагоне, остальные в больницах. Раненые лежат в Кисловодске, Пятигорске и Ессентуках. Всего пострадало 49 человек. Госпитализировано 34. Из них 13 в крайне тяжелом состоянии. По неофициальной информации террорист, подорвавший два радиоуправляемых фугаса, тоже пострадал, не успев отбежать на достаточное расстояние, и теперь лежит в реанимации одной из больниц. Начальник пресс-службы краевого УФСБ Елена Андросова пояснила, что этот человек лишь подозреваемый, он находится в тяжелейшем состоянии, без сознания и никаких следственных действий с ним, разумеется, не проводилось. На поиски преступников брошены все силы и службы. Введен план "Ураган", но на момент подписания номера правоохранительные органы не объявили о каких-либо существенных успехах. Источники в правоохранительных структурах называют разнообразные версии случившегося. Одна из них - месть боевиков за разгром вооруженной банды, орудовавшей на протяжении долгого времени в Нефтекумском районе края. Многие ее члены, в том числе духовные лидеры ногайцев-ваххабитов, были недавно отданы под суд. В ответ скрывшиеся в Чечне остатки банды пригрозили вернуться. Буквально в минувшие выходные они устроили автоматную пальбу у поселкового отделения милиции села Каясула и по рации пообещали новые неприятности. В любом случае террористы явно переигрывают правоохранительные органы, регулярно меняя цели и способы исполнения теракта. Нечто подобное можно было наблюдать еще осенью 99-го, когда прошла целая серия терактов - взрывов жилых домов. Сначала в Москве террористы закладывали взрывчатку в подвалы, и оперативники после терактов работали именно по подвалам. В Волгодонске террористы взорвали во дворе дома начиненный взрывчаткой грузовик - пошла охота за грузовиками. Спустя некоторое время террористы взорвали в Волгограде проходящий по улице взвод солдат. Взрывное устройство было укреплено на дереве. Теперь нападению подверглась железная дорога, одна из самых уязвимых для диверсий коммуникаций. Майор милиции Юлия Макарова, сотрудник пресс-центра Московского УВД на транспорте, очень хорошо знает перегон, на котором произошел теракт. - Подкумок - вторая станция от Кисловодска, - рассказывает Юлия. -Вдоль перегона стоят частные дома, тянутся огороды, затем начинаются высокие холмы, поросшие лесом. Движение интенсивное. Электрички идут с интервалом примерно в сорок минут, плюс девять пар пассажирских поездов, несколько грузовых. Тем не менее у террористов было достаточно времени заложить взрывное устройство. Для подготовленного человека закладка фугаса - дело нескольких минут. А спрятаться с пультом и дождаться состава там есть где. Что касается милиции, то она не проверяет железнодорожное полотно. Она проверяет вокзалы, мосты и досматривает составы на конечных пунктах. Проверками железнодорожного полотна на предмет закладки фугасов милиция и военные занимаются только в Чечне. В других регионах это не практикуется. - Это было бы глупо - проверять пути на наличие мин в мирном регионе, - сказали "Известиям" в пресс-службе ГУВД на транспорте МВД России. - Там есть обходчики путей, но они, разумеется, не специалисты в минно-взрывном деле. Скорее всего эти вопросы теперь как-то будут корректироваться, но как именно - сказать трудно. Железная дорога функционирует как замкнутая электрическая цепь. При любом ее нарушении сигнал автоматически мгновенно поступает к диспетчеру. Но эта мера срабатывает только против жуликов, которые воруют с дороги медные провода, или когда нарушается цельность полотна. А при закладке фугаса, даже если для этого совершен подкоп, сигнализация не среагирует. Я сомневаюсь, что после теракта на железной дороге будет проводиться ежедневнавя инженерная разведка. Это нецелесообразно. Тут на первый план выходит вопрос бдительности. В наше время очень мало участков железной дороги, которые были бы скрыты от посторонних глаз - где-то в лесу или в степи. И если на железной дороге кто-то начинает ковыряться, нужно немедленно сообщать в милицию. Нужна только бдительность, потому что практически все пути проверить невозможно. Даже если поставить у каждой шпалы по обходчику, он мину не обнаружит, потому что он обходчик, а не сапер и не овчарка. И машинист не в состоянии увидеть фугас из кабины, тем более если он замаскирован. Можно, конечно, запустить перед составом какой-нибудь минный тральщик, но только если есть полная уверенность, что данный участок пути опасен. Проблема в том, что потенциально опасен может быть абсолютно любой участок от тех же Ессентуков до Владивостока. И Северо-Кавказский участок дороги отнюдь не самый опасный. Самим чеченцам невыгодно его взрывать, потому что они также пользуются этой дорогой. И торговать ездят и оружие возят и наркотики. - Меры безопасности у нас принимаются постоянно, - сообщили "Известиям" в Северо-Кавказском УВДТ, - это уплотнение нарядов, сопровождение электропоездов. Что касается охраны самого полотна, то его невозможно полностью обезопасить. Для того чтобы проводить полноценные инженерные разведки, нужны дополнительные специалисты, спецтехника, собаки, время и деньги. Северо-Кавказская железная дорога - это шесть тысяч километров железнодорожного полотна. Северо-Кавказский УВДТ - это шесть тысяч сотрудников, включая кадровиков, тыловиков, отпускников и больных. Но, кроме железной дороги, они отвечают еще за 13 аэровокзалов, 17 морских портов и 120 речных портов и причалов. "Террорист - это профессия..." Анатолий ТАРАС, исследователь психологии террористов доктор психологических наук: - Терроризм - это профессия. Если с утра до вечера думать о том, как, где, каким способом совершить теракт, то можно много чего придумать. Удачные, сработавшие приемы используются до тех пор, пока не произойдет сбой, вроде ареста Заремы Мужихоевой, или не возникнет потенциальная опасность со стороны спецслужб или правоохранительных органов. Скорее всего последним и можно объяснить то, что террористы избрали новой мишенью железнодорожный объект - там их никто не ждал. Железнодорожное полотно не охраняется. А житейское и прикладное мышление у террористов развито ничуть не хуже, чем у законопослушных граждан. Тем более оно сконцентрировано в одном направлении: взорвать, убить, отомстить. "Рельсовая война" на Западном фронте Денис Креленко, кандидат исторических наук: - 3 сентября 1943 года по указанию ЦК ВКП(б) началась вторая фаза "Рельсовой войны" - масштабной операции советских партизан по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника в оккупированных Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областях, Белоруссии и на Украине. Когда тылы немецкой армии стали базироваться на западе СССР, то подвоз к ним оказался возможным только по железной дороге, наиболее уязвимой для диверсионных действий. Советскому Генштабу стал известен план операции "Цитадель" - крупного наступления немцев с применением танков и артилерии. Для того чтобы сократить подвоз ударных подразделений с колоссальными объемами горючего, и было решено начать "Рельсовую войну". Партизаны провели ряд успешных диверсий на железных дорогах, самой масштабной из которых считается операция "Концерт" с участием 193 партизанских бригад. Количество подозреваемых во взрывах в Краснодаре увеличивается Расследование трех взрывов, происшедших ранним утром 25 августа на остановках общественного транспорта в Краснодаре, в результате чего погибли три человека и ранены более 20, продолжается. Как сообщили "Известиям" в прокуратуре Краснодарского края, в деле появились новые подозреваемые. Вчера были распространены фотороботы еще двоих молодых людей, разыскиваемых органами правопорядка. Предполагается, что эти парни накануне дня, когда прозвучали взрывы, купили в одном из краснодарских магазинов сразу четыре штуки электронных наручных часов. Их марка идентична той, что использовались в качестве таймера на бомбах, заложенных на остановках в Краснодаре. Ранее милиция распространила фотороботы двоих кавказцев, которых подозревают в причастности к взрывам. В столице Кубани был задержан дагестанец, похожий на человека, изображенного на одном из фотороботов. По информации, полученной из ГУВД края, дагестанец был участником бандформирований, в записной книжке у него имелись номера телефонов краевой прокуратуры и других важных учреждений, однако доказать его причастность к взрывам пока не удалось. Сейчас под стражей остаются три человека, но, как сообщил руководитель следственной группы по делу Александр Рудик, на сегодняшний день ни одному из них обвинение не предъявлено. В ходе спецоперации "Вулкан-5" милиция ежедневно задерживает несколько десятков человек, незаконно находящихся на территории края, изымает десятки единиц оружия, возвращает владельцам угнанные автомобили. /Анатолий ШВЕДОВ/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















