|  РОСКОШЬ И БЛАГОЛЕПИЕВ Успенской звоннице открылась очередная небольшая - всего 130 экспонатов, - но впечатляющая выставка "Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле". На ней представлены поразительные сокровища, хранившиеся когда-то в ризнице бывшего домового храма русских царей. Хотя всякий знает, что Кремль - хранилище несметных сокровищ и уникальных ценностей, каждая выставка из кремлевских музейных фондов поражает воображение. Могущество Российской империи и богатство ее властителей хорошо представляешь именно рассматривая старые предметы, созданные как раз для того, чтобы это могущество и богатство демонстрировать. Благовещенский собор сегодня - это прекрасный образец русской храмовой архитектуры с дивной красоты порталом, фресками ХVI века и иконостасом, над которым работали великие Андрей Рублев и Феофан Грек, а если и не они - это вопрос очень серьезной научно-исследовательской дискуссии, - то искусные мастера их круга. Но когда на открывшейся выставке видишь часть сокровищ, которые хранились в ризнице этой со времен Ивана Грозного домовой церкви русских царей, то понимаешь, что когда-то Благовещенский собор был храмом сказочной красоты и богатства. Чудотворные и древние иконы в окладах с жемчугом и драгоценными камнями, подвешенные под ними голубые и малиновые бархатные пелены с виртуозной вышивкой золотом и золотыми же чеканными дробницами, потиры, дароносицы и раки для святых мощей, лежащие в музейной витрине, как золотые слитки, перламутровые резные панагии - вся эта фантастическая роскошь вызывает у растерянного посетителя выставки горячую, как крепкий коктейль, смесь различных и сильных чувств. Сначала поражаешься как ребенок - вот это да, вот это богатство! Потом поражаешься как взрослый - понимаешь, с каким мастерством безвестные и именитые мастера делали из культовых предметов драгоценные произведения искусства, в которых избыточность не мешает изяществу. Потом думаешь, извините за пафос, о судьбе родины, в которой чудотворная икона Богоматерь Одигитрия Пименовская, писанная в Константинополе в XIV веке, стала экспонатом Государственной Третьяковской галереи. Эту икону Третьяковка одолжила музеям Кремля для выставки. А вот о другой русской православной святыне - чудотворной иконе Богоматери Донской - договориться не удалось. На пресс-конференции выставки один из молодых журналистов задал вопрос: правильно ли написано в каталоге "рака с мощами", то есть действительно ли в музее хранятся косточки святых. Ответ был дипломатический: раки запаяны, не всегда можно установить, есть ли в них фрагменты святых мощей. Раньше журналистов такие вещи не интересовали - ничего странного в музейном хранении православных святынь они не видели. Но времена изменились, теперь мощи ассоциируются не с музеем, а с толпами паломников, отстаивающих длиннющие очереди, чтобы к этим мощам приложиться. /Ольга КАБАНОВА/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















