|  "МОЖНО ПОСТАВИТЬ ПИССУАР В ЛУВРЕ, МОЖНО ОСТАВИТЬ ЕГО В ТУАЛЕТЕ"Философ Борис ГРОЙС живет в Европе, но рожден в наших широтах, где почитается поклонниками виртуозных интеллектуальных построений. Его новая книга "Искусство утопии", выпущенная "Художественным журналом", содержит статьи, где анализируются современное искусство, и переиздание "Gesamtkunstwerk Сталин" - работы, написанной пятнадцать лет назад, ставшей сначала сенсацией (никто до Гройса не рассматривал сталинскую действительность как тотальный художественный проект и не считал соцреализм идеологическим продолжением русского авангарда), потом классической, хотя до сих пор вызывающей споры. Обозреватель "Известий" Ольга КАБАНОВА спросила Гройса о том, что кажется ей важным для понимания сегодняшней культурной ситуации. - Разделение культуры на массовую и элитарную сейчас, когда оперные певцы поют перед футболом, а в музеях выставляют мусор, перестает существовать. Как вы думаете, эта тенденция опасна? - Я думаю, что разделение на элитарное и массовое не исчезло. Оно актуально. Смотря что считать элитарным? - Ну, нормативное, строящееся по канонам, ставящее не коммерческие, а интеллектуальные и художественные задачи? - Надо все это уточнить. Современное определение искусства топологично, все зависит от пространства, которое оно занимает. Вокруг нас вращается много вещей - мы можем встретить их в супермаркете, а можем - в музее. Так, начиная с Дюшана, можно поставить писсуар в Лувре, можно оставить его в туалете. Но эти пространства по-разному маркированы. Если вы покупаете писсуар в супермаркете, то думаете о своих повседневных нуждах, а если вы ставите писсуар в Лувре и называете его "Фонтан" - так сделал Дюшан, - то этот писсуар надо сравнивать с Моной Лизой и со всей историей искусств. Это сравнение, эта акция элитарны, потому что требуют от нас определенного количества знаний, которого покупка писсуара в супермаркете не требует. Различные пространства навязывают нам различные типы концептуализации, различные типы сравнения. И некоторые из этих пространств являются более распространенными - супермаркет, а некоторые - Лувр - элитарными. Все зависит от места. - А разве писсуар в Лувре или любительская фотография на выставке современного искусства не профанируют само выставочное или музейное пространство, которое прежде было сакральным, связанным с культурным бессмертием? Разве нет? - Нет. Любительская фотография в музее - это не профанация музея, а сакрализация фотографии. - И обратного процесса нет? - Пока нет. - Но это разочаровывает тех, кто привык видеть в музеях исключительно высокие образцы. Они тасуют по мастерству, порыву, пафосу. - Но современное искусство обладает пафосом, и достаточно религиозным пафосом, и является чисто религиозной операцией. Возьмем такой пример, как историю Иисуса Христа. До него все боги обладали какими-то специфическим величием, признаками этого величия - могли быть многорукими, например, или крылатыми. Христос же - первая фигура, выглядевшая как обычный человек, и тем не менее он был объявлен Богом, что вызвало в античном мире шок. Природа и структура этого шока такие же, как от современного искусства: многие сокрушались, жалели прежних богов, жалели об их прекрасных руках и крыльях. Прошли годы, и выяснилось, что Иисус Христос победил. Так победило и редимейдное (когда готовый объект представлен как произведение искусства. - "Известия"). Операция сакрализации ничем не отличается от операции музеезации. Механизм один и тот же. Современное искусство является иллюстративным, оно изображает Христа, им не являясь. В то время как писсуар Дюшана ничего не изображал, а сам был сакральным объектом. - И у него были свои апостолы, подвижники и гонители. - Да. Современное искусство возвращает ситуацию раннего христианства. Дальше. Если вы помещаете фото в музейный контекст, то оно обретает долгую жизнь. Но это не значит, что все другие любительские фотографии будут спасены от мусорной корзины. Христос тоже отличался от обычных людей длительностью жизни. - Бессмертием. - ...Длительностью жизни. Но появление Христа не помогло другим людям изменить длительность их жизни. Спасение индивидуально. Произведение искусства отличается от обычного предмета продолжительностью жизни, но... - ...писсуар Дюшана не спас остальные писсуары... - ...а любительская фотография в музее, которая стоит огромных денег, - другие подобные фотографии, угодившие в мусорные корзины. Значит, она находится в сакральном пространстве. Вот если бы все любительские фотографии заполнили музеи, тогда бы произошла десакрализация музеев. А пока этого нет, значит, музей остается элитарным пространством. Вот ответ на ваш вопрос. Современное искусство по месту - контекстуально, ситуативно и временно, то есть актуально. Так было всегда. В мире ничего не меняется. /Ольга КАБАНОВА/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















