|  ПО СТОПАМ ГОВАРДА ХЬЮЗАСвинцовые тучи и проливной дождь стали антуражем первого дня работы 6-го Международного авиакосмического салона МАКС-2003 в подмосковном Жуковском. Глядя на хмурое небо, организаторы с грустью констатировали: видимо, запланированные полеты придется отложить. Но стоило появиться на летном поле Владимиру Путину, дождь прекратился, сквозь тучи проглянуло солнце. "Не иначе как Юрий Михайлович постарался", - пошутил кто-то из президентского окружения (правда, тут же вспомнили, что столичный мэр в отпуске). МАКС начал работу. - В стране слишком много конструкторских бюро, заводов- изготовителей, - заявил "Известиям" вице-премьер Борис Алешин. - Сегодня надо говорить о глобальной консолидации в рамках авиапрома, интеграции с иностранными производителями авиатехники и оборудования. Какая фирма или марка в результате подобных слияний останется? Не знаю. Но могу привести пример фирмы Говарда Хьюза - основателя авиапрома США. Сегодня она не существует, но что изменилось? Америка как производила прекрасную авиационную технику, так и производит... В это время под тентом импровизированной трибуны министр промышленности Илья Клебанов перерезал ленточку, символизирующую открытие салона. "Из-за дождя хотели эту церемонию вообще отменить, - оправдался он, - но хоть так скромненько..." Владимир Путин появился внезапно (то ли приехал, то ли прилетел) у выставленных на летном поле истребителей "Су" в окружении всех министров силового блока и генеральных конструкторов. В это же время в небо один за другим стали подниматься гражданские и военные самолеты - началась показательная программа. Одним из ее участников стал американский истребитель F-16. Отдавая должное мастерству американского пилота, нельзя было, однако, не заметить, что машина проигрывает в маневренности поднявшемуся следом российскому Су-30МКИ. Если, выполнив петлю или разворот, F-16 "вылетал" из зоны видимости, то пилотируемая летчиком-испытателем Вячеславом Аверьяновым "Сушка" буквально плясала на месте, выписывая в воздухе невероятные кульбиты, от которых дух захватывало. Правда, Су-30МКИ - машина, разработанная для Индии. В российских ВВС подобных самолетов нет и в перспективе не предвидится. Поэтому особый интерес на МАКСе вызывали предложения промышленности по модернизации имеющейся техники. - Если исполнять работу ради только одного самолета или вертолета, - рассказал "Известиям" президент НТЦ "Технокомплекс", генеральный конструктор комплексов бортового оборудования Гиви Джанджгава, - толку не будет. Сегодня надо развивать межвидовое интегрирование авиационных систем. Причем устанавливать на имеющиеся машины блоки, предназначенные для перспективной авиатехники. В итоге уже в этом году российские ВВС получат 5 первых Су-27СМ, модернизированных на базе "китайского" Су-30 МКК. Основной ударный вертолет Ми-24 получит возможность ведения ночного боя. Есть вариант модернизации основного армейского извозчика Ми-8, решается вопрос с Ми-26. Все работы ведутся в рамках выполнения программы перевооружения армии на 2000-2005 годы. Но МАКС демонстрирует и перспективы. На стенде корпорации "Сухой" Путина познакомили с ходом выполнения программы создания истребителя 5-го поколения. Эскизный проект машины будет готов к концу 2003 года. Первый полет новой "Сушки" запланирован на 2006 год. Ориентировочная стоимость проекта - $ 10-15 млрд. Деньги пойдут как из бюджета Минобороны, так и собственных средств компании. Не исключено также, что впервые в российской истории в создании истребителя примут участие и иностранные инвесторы: Индия и Франция. - Опыт такого сотрудничества, - сказал гендирктор "Сухого" Михаил Погосян, - уже приобретен во время создания Су-30МКИ, где в бортовом оборудовании применяется французская, израильская, индийская, украинская и российская электроника. Французские разработки фирм Thales, Sagem использованы в малазийских истребителях Су-30 МКМ, контракт на поставку которых был недавно заключен в присутствии Путина. В рамках работы МАКСа, как ожидается, должно состояться подписание еще целого ряда международных контрактов. Говорить о них в первый день работы салона представители российских предприятий воздерживаются, видимо, для того, чтобы не спугнуть удачу. Но в том, что контракты состоятся, никто не сомневается. /Дмитрий ЛИТОВКИН/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















