![]() ЧЕГО БОЯЛСЯ АЛЬФРЕД ХИЧКОКХичкок считается мастером саспенса - нагнетания чувства тревоги, которое испытывают герои (а вместе с ними и зрители) перед неумолимо надвигающейся опасностью. Он был уверен в том, что любой человек инстинктивно ждет удара в спину, поэтому в его фильмах даже птицы проявляли несвойственную им агрессию. А после премьеры "Психо" режиссеру звонили разгневанные отцы и жаловались, что их дочери боятся заходить в ванную. Наравне со славой Хичкока как великого режиссера идет молва о его многочисленных комплексах и фобиях, которые зачастую в его фильмах переплавлялись в новые художественные решения. Он нес на себе бремя национальных и религиозных комплексов, так как рос в Англии ирландцем по происхождению и католиком по вероисповеданию. В кино Хичкок ушел, как в монастырь, и даже произнес как-то, уже будучи стариком: "Тяжелые двери киностудии захлопнулись за мной". Легенда первая: страх наказания В возрасте семи лет Альфреда Хичкока отправили в иезуитский колледж святого Игнатия в Лондоне. В качестве наказания за непослушание мальчиков били толстой резиновой палкой. Причем время и место экзекуции определяли сами провинившиеся и, как правило, в течение нескольких дней с ужасом ожидали наказания. Не этим ли объясняется знаменитый хичкоковский саспенс - ожидание неотвратимо надвигающейся опасности? Легенда вторая: боязнь полицейских Однажды в детстве в качестве наказания за какой-то проступок отец отвел Альфреда в местный полицейский участок и оставил на несколько часов в камере. Впоследствии Хичкок всю жизнь боялся полицейских и никогда не водил из-за этого машину. Легенда третья: страх перед женщинами Он страдал из-за своей чрезмерной полноты и был заранее уверен в том, что ни одна женщина никогда не сможет его полюбить. В результате он до 25 лет оставался девственником, а когда женился, то не помышлял ни о ком, кроме жены. Подавленные желания оборачивались комплексами, которые Хичкок изживал в кино. Отсюда в его картинах появились нож, решетка, наручники, ножницы, гильотина. Причем особенную ярость у него вызывали блондинки. Есть история о том, как Хичкок выпивал со сценаристом после работы, и разговор зашел об Ингрид Бергман. После того как опустел третий стакан, Хичкока прорвало, и он почти закричал: "Она была влюблена в меня в течение тридцати лет, она всю жизнь сходила по мне с ума... Она бросалась ко мне на кровать, она плакала, она рыдала...". Легенда четвертая: страх перед жизненными проблемами Он был настолько неприспособленным к жизни, что не мог обходиться ни минуты без своей жены Альмы Ревиль. Однажды она задержалась у подруги, актрисы Анны Бакстер, и приехала домой только к вечеру. Бедную миссис Бакстер Хичкок возненавидел на всю жизнь и никогда больше не снимал. Легенда пятая: он не любил людей и боялся их Из-за своих физических недостатков он с детства был одинок и не любил людей. Уже став знаменитым режиссером, он демонстративно отказывался от приемов и вечеринок. А его главным развлечением стали грубые шутки. Так, одной актрисе, живущей в доме с центральным отоплением, он преподнес две тонны угля, другой на день рождения прислал четыреста копченых селедок, потому что она не переносила запаха рыбы. Известнейшего актера сэра Геральда дю Морье он как-то пригласил на бал-маскарад. Тот пришел в костюме турецкого султана и... обнаружил, что все остальные гости одеты в смокинги. Мелани Гриффит до сих пор с ужасом вспоминает, как, когда ей было пять лет, Хичкок подарил ей куклу, изображавшую ее маму - примадонну Типпи Хедрен - лежащей в маленьком сосновом гробике. Режиссер ИВАН ДЫХОВИЧНЫЙ: "Сегодня кино придумывает погремушки для тех полудебилов, которые сидят в зале. Хичкок этого не делал" О своем взгляде на творчество Альфреда Хичкока режиссер ИВАН ДЫХОВИЧНЫЙ рассказал корреспонденту "Известий" НАТАЛЬЕ КОЧЕТКОВОЙ. - Как бы вы могли охарактеризовать то, что делал Хичкок? - Он до самого пупа чувствовал кинематограф. Поэтому картины, которые кажутся триллерами, развлечением, стали одними из самых художественных. Он открыл образы, до которых никто не мог достучаться, и сделал это иронично и просто. У него была замечательная фраза, которую он сказал как-то своему второму режиссеру: "Голубчик, если я когда-нибудь захочу снимать кино, напомните мне, как я это ненавижу". Он не придумывал себя, а скорее старался быть значительно проще, чем был на самом деле. Сегодня все демонстрируют возможности компьютера, а это всего лишь машина. Но оказалось, что для того, чтобы вызывать чувства, не нужен компьютер. - Что именно он ввел в кино, кроме того, что убрал из фильма "Птицы" музыку? - Вы даже не замечаете его эффектов. Например, он первый применил так называемый транстраф - когда фигура в кадре остается неизменной в своем масштабе, а фон меняется. Сегодня это может любой компьютер, но это было сделано в 30-е годы камерой. И это не просто приемчик - он должен был вызывать определенное чувство. Это не спецэффект - так случайно получилось, и он это увидел. Сегодня кино занимается в основном знаменателем - придумывает погремушки для тех полудебилов, которые сидят в зале. Хичкок этого не делал. У него в коммерческом кино длина плана может быть больше минуты. Он не меняет планы только на том основании, что так надо развлекать человека. Это великий художник, который навязал свою волю зрителю и победил. -Традиционно считалось, что Хичкок - автор триллеров, но потом это мнение начали опровергать. Как же назвать то, что он делал? - Это только ограниченные персонажи думают, что он мастер ужасов и так далее. Он глубокий психолог в искусстве. Из него выросли такие мастера, как Бергман. Зритель делится на две категории: снобы и те, кто хочет употреблять кино как пищу. Тех, кто может воспринимать шлягер как искусство, мало. Я вас уверяю, Тарковский, Бергман, Атониони - они обожали Хичкока, а снобы и критики писали, что это коммерческое кино. -Говорят, что Хичкок обладал огромным количеством комплексов, которые потом изживал в кино. Это правда? - Он один из сложнейших людей. Если искать двойника Хичкоку, то я бы назвал Черчилля. Это был человек потрясающей сложности, совершивший огромное количество ошибок, но он гениален и ошибки у него гениальные. Он никогда не придумывал свою сложность, а половина человечества ее как раз придумывает. Хичкок, который производит впечатление жизнерадостного животного: курящий сигару, без конца хохочущий, при этом очень страдал, был человеком, что называется, без кожи. При этом он невероятно ироничен к себе. И при такой внешности обожаем самыми красивыми женщинами, хотя он был далеко не красавец, согласитесь. - Да, это правда. - А от него невозможно было оторваться. Вы видели его, когда он что-то говорит, выступает? Это же фантастика! Он довольно долго вел передачу на телевидении, и она имела грандиозный успех. У него был дар нового - это уникальное качество. И он абсолютно современен. Вы можете взять любую актрису из его кино, и она будет абсолютно естественно смотреться сейчас. |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


