|  НАРОДНЫЙ ЭКРАНПремьеру кинодрамы Станислава Говорухина "Благословите женщину" приурочили к Дню российского кино. Фильм стартовал одновременно в пятидесяти регионах страны. Подобного у нас, кажется, не было с 80-х, с всесоюзной премьеры эпопеи "Победа" по роману Чаковского. "Благословите женщину" (1 час 50 минут) содержит в себе столько разных фильмов, что его можно счесть заявкой на сериал типа "Санта-Барбары" длиной в 1128 серий. Часть I. ОФИЦЕРЫ. Поначалу "Благословите" похож на советские ленты и сериалы от "Офицеров" и "Добровольцев" до "Рожденной революцией". Весь фильм сопровождают титры: "1935" (имеется в виду год), "1938", "22 июня 1941", "8 мая 1945" и так вплоть до запуска первого спутника и, кажется, "1958". Юная девушка в исполнении дебютантки Светланы Ходченковой, напоминающей разом Викторию Толстоганову и Юлию Высоцкую, а в театральных сединах (грим в сценах 50-х годов) - так же точно искусственно подстаренную в "Рожденной революцией" Наталью Гвоздикову, выходит замуж за сурового красного офицера Александра Балуева. После чего он и она, вместе и по отдельности, под пафосно лирическую музыку Евгения Доги (столь же качественно никакую, как и та, что сопровождает голливудские мувиз) становятся участниками важнейших трагических событий эпохи: финская война, Великая Отечественная, Победа и т.д. С "Офицерами" и "Добровольцами" эту часть фильма сближает безусловный патриотизм. Например, Говорухин любуется довоенной Москвой с ее братством народов, гостями в тюбетейках и массовым желанием пойти на Красную площадь к Мавзолею. В тогдашнем метро, как уверен режиссер, ездили исключительно красивые девушки в роскошнейших платьях и дорогих туфельках. Вместе с тем фильм Говорухина отличается от своих прототипов. Во-первых, он режет правду-матку о безобразных предвоенных репрессиях в армии, и сам мэтр-депутат изображает честного старого комдива, не боящегося высказывать свое мнение. Один из ударных моментов - день Победы. Он оказывается для героя Балуева днем трагедии, а не радости, поскольку он был в случайном плену, его задвинули и скоро, он чувствует, вообще вышвырнут из того важного для страны боевого дела, которому он отдал жизнь. Во-вторых, в нем есть эротика, очень смешная, потому что глаз камеры глядит на женское тело, следуя новым рекламно-попсовым стандартам (мокрая рубашка, плотно облегающая грудь героини), с явным сладострастием и с испугом. Испуг, вероятно, режиссерский: скажут еще, что Говорухин, как и все они в определенном возрасте, свихнулся на женщинах... В-третьих, и в-главных, фильм показывает, что в советской семье, и уж точно в семье военной, женщина была стороной страдающей. Героиня мечтает о тихом счастье и детях, но муж заставляет ее не только менять гарнизоны в интересах службы партии и народу, но и сделать аборт (не то время - не до детей!), а потом всякий раз расставаться с теми случайно прибившимися (например, во время войны) детьми, которых она уже считает своими. Или: бросает ее у разбомбленного поезда, потому что ему - на передовую, а ты пробирайся, как сумеешь, через всю страну к матери. Главная мысль этой части "Благословите женщин": мужчины, будучи увлечены общенародным долгом (а иногда и военно-политическими играми), даже не задумывались о том, какие испытания и переживания выпадали при этом на долю женщин и как они с ними справлялись, проливая тайные слезы. Часть II. ПОДКИДЫШ. Заканчивается, однако, война, фильм несется в 50-е, по-быстрому разделывается с отправленным в отставку героем Балуева (он умирает от переживаний) - и тут сюжет делает неожиданный поворот. Вероятно, Говорухин хотел, помимо прочего, отдать своим фильмом дань уважения советскому кино, причем всему разом, вот и вышло, что начинается вдруг чистой воды "Подкидыш". В роли подкидыша, приехавшего в крымский дом героини и ее матери (первая смело возрастная кинороль Ирины Купченко), оказывается некая знаменитая московская актриса, изображая которую Инна Чурикова явно имела в виду Фаину Раневскую. Роль - фарсовая, гротескная и пр. Фактически в середину фильма вставлен эффектный 15-минутный бенефис Чуриковой, который включает в себя и очень смешной, стилизованный Говорухиным эпизод из якобы реального фильма "Лобзай меня, лобзай!" (партнером Чуриковой выступает Максим Галкин). Ключевой дурацкой фразой из этой ленты героиню Чуриковой терроризируют точно так же, как терроризировали Раневскую фразой "Муля, не нервируй меня!". Часть III. МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ. Но фильм делает и третий поворот. Героиня все-таки встречает Настоящего Мужчину и обретает свое женское счастье. Роль, соответствующую баталовской из фильма "Москва слезам не верит", сыграл Александр Михайлов, которому тоже не впервой изображать Подлинных Мужиков. В этот момент "Благословите женщину" начинает походить по театрально-условной стилистике на советские дооттепельные картины 50-х типа "Екатерины Ворониной" или "Укротительницы тигров". Но приоритеты изменились (как в обществе, так и у режиссера Говорухина), поэтому героиня фильма не ходит на партсобрания, а ее крымский дом, который был хибарой до войны и должен был остаться таковой в 1952-м, загадочным образом превращается в поместье с фантастическим видом на море из гостиной, достойное новых русских и окрестностей Ниццы. Хорошо, я готов допустить, что отправленный в отставку и все еще живой к 1952 году персонаж Балуева своими руками от скуки возвел эту усадьбу из неизвестно где добытых материалов и на глазах изумленного ОБХСС. Но старинная мебель-то и статуэтки откуда завелись в этом доме и на какие деньги? (Это в годы, когда за отрезом на костюм по полгода в очереди стояли!). Фильм начинался как правдивое историческое повествование, переполненное гарнизонным бытом, но желание заставить зрительниц отождествлять себя с героиней, мечтать о такой же красивой финальной участи потребовало от Говорухина страшных жертв. Если без обиняков: нормального голливудского вранья. Эпилог. ЧЕГО ХОТЯТ ЖЕНЩИНЫ. В конечном счете - этого не скрывает сам Говорухин - он ориентировался именно на зрительниц. Некоторых из них судьба героини, похоже, и впрямь задела за живое. Был такой американский фильм "Очень страшное кино". Говорухинский, по замыслу (сценарий написан мэтром Владимиром Валуцким), - "очень бабское кино". Понравится ли фильм всем женщинам, тем более молодым, вопрос, однако, спорный. Дело не только в старомодности картины, начиная с ее эстетики и завершая изображаемой эпохой. Дело в ее идеологии. Воспевая женщину и ругая мужчин (героиня разговаривает с подругой: "Кто твой муж по специальности?" - "Сволочь!" - отвечает та), Говорухин все равно остается в душе советским мужчиной, с детства знающим, что готовить и стирать - дело не мужское. Симпатизируя женщинам, каждая из которых коня на скаку остановит, и их трудной доле (что с некоторых пор именуется идеологией феминизма), фильм одновременно отдает сексизмом, то есть мужским фашизмом. Потому что вольно или невольно утверждает: идеальная женщина - это та, которая с тугой грудью и молящими верными глазами терпеливо ждет своего суженого, бросается ему на шею даже после его трех-четырехлетнего отсутствия и не спрашивает: где был, с кем спал, что вообще делал. И как должное воспринимает то, что именно он все и всегда за нее решает. /Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | 
















