|  ВЛЮБЛЕННЫЙ ИЛЬИЧВ конце "мертвого сезона" театральная жизнь Вашингтона озарилась любопытной импровизацией на тему о любовных отношениях вождя мирового пролетариата Владимира Ленина и богини революционной борьбы Инессы Арманд. Пьеса "Любовь в изгнании" драматурга Роберта Каплера шла ежедневно в течение недели и вызвала в целом благожелательные отклики столичной прессы. Театр "Гиацинт" расположен на 7-й улице Вашингтона, где респектабельный столичный "даунтаун" соседствует с районом полуразрушенных домов с анархически расписанными яркими красками облупившимися стенами. Здесь преимущественно проживает темнокожее население, автомобильных парковок почти нет. Здание самого театра выглядит так, как будто в нем накануне произошел пожар. В самом зале - десяток рядов, на которых может расположиться не больше полусотни зрителей, сцены как таковой нет, зато хорошо видна мимика актеров, да и слух напрягать не нужно. Действие пьесы в основном происходит в Кракове. К чете Ульяновых, олицетворяющей лишенный романтического начала союз двух "товарищей по партии", приезжает радикальная феминистка Инесса Арманд. Она - теоретик и практик свободной любви. Жена богатого человека, который помогает большевистской революции, Инесса очарована ленинским гением. Она заочно влюблена в Ильича и во время первой же встречи признается ему в этом. Ленин стоически выдерживает натиск феминистки в течение одного акта пьесы, а во втором ломается. Их внебрачные отношения начинаются во время велосипедной прогулки. По-видимому, они "спешились" на лужайке рядом с домом вождя, поскольку потом негодующая Надежда Константиновна скажет, что она все видела из своего окна. А еще через один акт наступает черед негодовать уже Владимиру Ильичу. Он узнает от "доброжелателей", что его возлюбленная во время сибирской ссылки имела роман с родным братом своего супруга. Выяснения отношений внутри любовного треугольника происходят на фоне подготовки съезда РСДРП, и внезапно нахлынувшая страсть дает Ленину силы: он быстро и решительно преодолевает сопротивление своих соперников - склеротических и безынициативных теоретиков партии. Победу на выборах в Центральный Комитет вождь революции, жена и любовница отмечают крепкой попойкой и искрометными танцами. А потом в интересах подготовки всеобщего вооруженного восстания Ленин отправляет Инессу Арманд в Петербург - ей поручается привезти оттуда еще денег, чтобы революционная мысль не зачахла в изгнании. Но героиню романа вождя хватает царская охранка, держит в тюрьме, и когда через несколько месяцев ей, с синяками от побоев на лице, удается вырваться на свободу и вновь соединиться с Лениным, она уже другая женщина. Арманд сопротивляется ленинскому желанию продолжить любовный роман, мотивируя это тем, что "несчастная" Надя такого отношения к себе не заслуживает. Впрочем, все заканчивается хорошо: в России начинается долгожданное восстание, и голоса за кулисами затягивают "Интернационал". Ни маститые американские критики, ни посмотревший спектакль корреспондент "Известий" не считают, что премьера пьесы Роберта Каплера провалилась. Молодые актеры играют самозабвенно. Им не тягостно выдерживать высокий ритм два с половиной часа почти при полном отсутствии публики. Весьма вдохновенен Ленин в исполнении столичного актера Пола МакЛейна. Искренна и его Надя (актриса Джорджия Шлессман). Старательно и с темпераментом лепит образ Григория Зиновьева выпускник Национальной консерватории драматических искусств Фрэнк Бриттон. Немного подкачала, правда, Арманд (актриса Джеми Бойле) - она убедительна в роли эмансипированной интеллектуалки, но передать всю гамму чувств к Ильичу ей не по плечу. Но главное, возможно, в другом. На сексуальную жизнь Ленина не замахивались даже маститые российские драматурги. А тут -полноценная пьеса американского автора. И идет она не где-нибудь, а в центре Вашингтона, в паре миль от Белого дома и Капитолия. Вчера, после финального представления "Любви в изгнании", корреспондент "Известий" встретился с автором пьесы Робертом КАПЛЕРОМ. - Говорят, у вас российские корни, это правда? - Мой дед по линии отца перебрался в Америку из Латвии, когда ему было 12 лет. У него было поместье из 48 акров земли, которое экспроприировали большевики. Мой дед по линии матери приехал в Америку с Украины. Я не говорю по-русски, у меня никогда не было денег, чтобы поехать в Россию, но я всегда интересовался тем, что там происходит. - Как пришла идея поставить пьесу о любви Ленина и Арманд? - Однажды во Флориде я приобрел в букинистическом магазине книгу Роберта Пейна "Жизнь и смерть Ленина". А в конце книги был отчет об аутопсии вождя российского пролетариата. И там оспаривалась официальная версия о причинах смерти Ленина, говорилось о том, что к ней, возможно, имел отношение Сталин . Книга стоила всего два доллара. Я взял ее с собой на пляж, начал читать и страшно увлекся. Я даже и представить себе не мог, насколько я мало знал о Ленине. А ведь речь идет об одном из людей, которые в прошлом столетии оказали наибольшее влияние на мир. Однако идея написать пьесу о личной жизни Ленина вызрела много лет спустя, когда я прочитал еще несколько книг о нем и книг, написанных Инессой Арманд. На работу у меня ушло около двух лет. И она еще не закончена. Это только первая пьеса о Ленине. Вторая будет называться "Отступничество". В ней будет рассказываться о том периоде его жизни, когда Ленин пришел к власти, о том, как он после совершенного на него покушения превращался в параноика и постепенно отказывался от тех ценностей, которым поклонялся прежде. - Так кто для вас Ленин - герой, диктатор, мессия или параноик? - В этом-то и весь вопрос, на который никто не может ответить. Наверное, он был всем понемножку. Здесь, в Америке, есть две версии о Ленине. Одни утверждают, что он был гениальным мыслителем, который добился всего, чего хотел, другие - что он породил монстра, которого оказался не в состоянии контролировать. Я лично разделяю это последнее мнение. Что же касается личных качеств Ленина, то я считаю, что он в своей жажде власти и достижения цели часто использовал людей. Не случайно в пьесе постоянно присутствует шахматная доска, к которой он время от времени подходит и передвигает на ней фигуры. Заметьте - только пешки. Вот так он двигал и людьми, как пешками. И это неизбежно привело Россию к ГУЛАГу, к кровавому террору. - Но что касается любовного треугольника с участием вождя, то здесь вы явно противоречите документальной версии. Многочисленные источники уверяют, что Надежда Крупская очень терпимо относилась к увлечению своего супруга Инессой Арманд. - Да, в пьесе есть вымысел. Я знаю, что революционеры того времени допускали "свободную любовь" в интересах революции. Но я считаю, что терпимое отношении Крупской к своей сопернице - вздор. Моя Надя отчаянно, на грани истерики ревнует Ленина. Насколько я знаю людей, только так и могла бы вести себя в подобной ситуации настоящая женщина. - Роберт, на пьесе "Любовь в изгнании" в зале было восемь человек, включая меня. Вы считаете, что кого-то в Америке может заинтересовать пьеса о любовных приключениях Ленина на фоне подготовки всеобщего восстания в России? - Вы хотите сказать, кому здесь вообще интересен Ленин? Да, если бы я до этого провел маркетинговое исследование, то, возможно, никогда не сел бы писать эту пьесу. Конечно, она не может быть хитом вашингтонского театрального сезона. Но, знаете, в свое время я посмотрел сотни однотипных пьес по всей стране о деградации семьи среднего и высшего класса. Кого, спросите меня, это сейчас интересует? Вопрос о том, что именно может заинтересовать нашу пресыщенную публику, вообще очень труден. Режиссеры и сценаристы выбирают таких персонажей, которые прежде всего интересны им самим. - Ваш театр - коммерческий? - Да. Мы не можем позволить себе не думать о прибыли. Все члены нашей труппы - профессиональные актеры, которым нужно зарабатывать на жизнь. Большинство из них - молодые люди. Вы не слышали, как они веселятся за кулисами после окончания спектакля? Для них это увлекательная игра, а не отбывание тяжкого наказания. /Евгений БАЙ/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















