|  НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ БУПНу вот и кончилось наше короткое "северное лето". Его конец четко обозначен Первым сентября. Школьники с ужасом считают, сколько осталось часов вольной жизни, родители делают примерно то же самое. Особенно те, чьи дети в этом году будут сдавать "экспериментальный" Единый госэкзамен. Немного статистики В наступающем учебном году общее число людей, которые пойдут учиться или преподавать в школах и вузах, составит 40 миллионов 361 тысячу человек. В стране появилось 278 новых школ (на 39 больше, чем в прошлом году). А в капитально отремонтированных зданиях будут учиться 118 тысяч детей. Как сказал министр образования Владимир Филиппов, в новом учебном году российские школы подготовлены "на порядок лучше, чем в предшествовавшие годы" (к этому подстегнули трагедии этого года, пожары в школах и интернатах). Расчищены завалы старой мебели, школы обеспечены средствами пожаротушения; министр обещал, что детей теперь начнут обучать как в условиях чрезвычайной ситуации. Впрочем, на противопожарную сигнализацию для каждой школы (то, что "мигает" в любом заграничном отеле) денег пока нет: на нее нужно 10 миллиардов рублей! Деньги хорошие, но маленькие Из хорошего. С 1 сентября вдвое увеличены студенческие стипендии: 400 рублей - базовая стипендия, 600 - для отличников, а параллельно с этим нуждающимся станут выплачивать социальную стипендию - 600 рублей. Кроме того, в 2004 году на 25% будут увеличены стипендиальные фонды вузов (сами вузы смогут увеличивать размеры стипендий тем, кому сочтут нужным). Понятно, что жизнь на 400 (или даже на 1000 рублей) рублей в большом городе - это скорее голодная смерть, но что поделаешь: других денег для наших детей у государства нет. Так же, как нет их и для учителей. С 2001 по 2003 год их зарплата выросла в два с лишним раза (впрочем, нетрудно посчитать, во сколько раз взлетели цены на продукты, транспорт, квартплата...) По сути дела, работа учителя - это "роскошь": ее могут себе позволить те, кого содержат мужья, родители или пенсионеры. Единый госэкзамен Похоже, что Единый экзамен лишь условно назван "экспериментом". К мысли о его неотвратимости нас приучают постоянно. В 2003 году ЕГЭ сдавали 620 тысяч учеников из 47 регионов России. Теперь к ним присоединятся еще 9 регионов. Одна учительница рассказывала о разговоре со знакомым руководителем образования в регионе. "Зачем ты соглашаешься на эксперимент по ЕГЭ?" - спросила она его. А он ответил: "Как ты не понимаешь, под этот ЕГЭ мы получим и компьютеры, и деньги... Кто бы нам еще их дал? А там видно будет". Наверняка так рассуждают многие. Как обычно: всё от бедности. А в реальности по результатам ЕГЭ невозможно будет поступить в сильные вузы (все они настаивают на проведении дополнительных, собственных испытаний). А между тем на эксперимент истрачены миллиарды рублей. По прошедшему году можно судить: в школах, которым сообщили, что они - в эксперименте по ЕГЭ, полностью изменился учебный процесс: программу прошли в "рекордные" сроки, а остальное время натаскивали на тесты и задания ЕГЭ. И вообще, как заметил ректор Института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский, "если раньше была ситуация, при которой в школе учили одному, в вузах на вступительных экзаменах спрашивали о другом, то теперь все гораздо хуже. В школах учат одному, на ЕГЭ надо отвечать другое, а в вузах спрашивают третье". Остается сделать вывод: в школе скоро вообще перестанут учить (зачем?), а будут просто натаскивать на ЕГЭ. Москва за нами В новом учебном году 5 из 10 учебных округов примут участие в эксперименте по ЕГЭ. Москвичам в это не верилось до самого последнего момента. Пока неизвестно, по каким предметам будет сдаваться ЕГЭ, какие вузы Москвы согласятся учитывать его результаты (это в сентябре решит Совет ректоров вузов Москвы; впрочем, известно, что признавать результаты ЕГЭ станут не больше 10-15% вузов столицы). С учетом всего этого непонятно, зачем Москве нужен ЕГЭ. Многие ученики выпускных классов из "подопытных" округов переводятся в другие, "неегэшные" школы. Московские учителя и методисты считают, что задания по ЕГЭ чересчур сложны - они выходят за рамки обязательного минимума. А в отсутствие стандартов, которые бы установили единые требования к уровню подготовки выпускников, все это вообще бессмысленно. Московские учителя предлагают провести референдум о целесообразности участия Москвы в ЕГЭ. На "круглом столе" в Московском институте Открытого образования директора школ, учителя и методисты высказались за добровольное участие в эксперименте. Присутствовавший там первый замминистра образования Виктор Болотов подтвердил, что министерство не против такой добровольности. Что ж, надежда умирает последней. Школы полного дня Известно, что 219 школ столицы теперь станут "школами полного дня". Это значит, что с утра до вечера все ученики будут находиться в стенах типового кирпичного"учреждения". Там станут работать спортивные и художественные секции, детей будут кормить обедами... На это выделены деньги. Все это замечательно для тех родителей, чьи дети предоставлены самим себе и болтаются без дела на улице. Однако у многих, слава богу, есть бабушки и дедушки, многие ходят в какие-то секции или студии "на стороне". Ужас заключается в том, что отпустить ребенка разрешается лишь в исключительном случае. Любой психолог скажет, что ребенку необходимо переключение, что долгое пребывание в школе ведет к отторжению от этой самой школы (мы не берем случаи продвинутых гимназий или школ с театральным или художественным уклоном). При этом кивки в сторону западных школ (они якобы все - полного дня), мягко говоря, некорректны: там другие условия пребывания, есть отдельные помещения для малышей и старшеклассников. В итоге такие школы могут стать резервациями для неблагополучных детей (всех благополучных переведут в другие школы). БУПы и стандарты БУП - это базисный учебный план, проект которого министерство в августе (когда учителя в отпусках) разослало в регионы для обсуждения. Закончить обсуждение предложено к 10 сентября. В общем, разбираться некогда. А между тем те, кто уже познакомился с планами, в панике: биологам и географам в 6-7-х классах вдвое урезали часы ("Известия" писали об этом недавно), литераторы в ужасе - их "урезали" уже в старших классах. Парадокс заключается в том, что одновременно создавались "Стандарты" по этим предметам, которые совершенно с БУПами не согласуются! Что делать: так у нас в "рекордные" сроки, по-стахановски, проходит модернизация образования. Учителя в недоумении: как можно пройти учебник, рассчитанный на два часа в неделю, за час? Последствия очевидны. В школах будет флаг... и гимн Говорят, в одной московской школе перед каждым уроком истории дети будут петь Гимн России. Но это - непроверенные слухи. Достоверно то (так заверил министр Филиппов), что поскольку в стране есть государственная программа патриотического воспитания, в каждую школу поступят плакаты с Флагом, текстом Гимна и гербом России. А уж петь гимн перед уроком или просто рассматривать плакат с триколором - решать руководству школы. Главное, чтобы детей учить не забывали. Виктор БОЛОТОВ, первый заместитель министра образования: 2. Участие ученых в жизни общеобразовательных учреждений связано непосредственно с созданием программ по учебным предметам и учебников, с разработкой материалов и проведением олимпиад и конкурсов различных уровней, преподаванием спецкурсов и факультативов в школах. Кроме того, это научное руководство экспериментальной и инновационной деятельностью в общеобразовательных учреждениях. 3. Проведение эксперимента по введению ЕГЭ является частью большой серьезной работы по созданию государственной системы контроля качества образования, которое необходимо совершенствовать, чтобы не отстать от современных мировых показателей. В этой связи введение ЕГЭ позволит получить информацию об уровне и качестве подготовки выпускников по всей России и, следовательно, оценить эффективность образовательного процесса в средней школе вообще и в разных регионах в частности. Введение ЕГЭ позволяет обеспечить выпускникам одинаковые условия при проведении государственной (итоговой) аттестации и при поступлении в вузы и ссузы независимо от места жительства, исключает во многих случаях зависимость результатов экзаменов от субъективности преподавателей, принимающих экзамены, избавляет от необходимости дважды сдавать экзамены по одному и тому же предмету. При проведении ЕГЭ сохраняется право выбирать и сдавать те экзамены (кроме обязательных), по которым он лучше подготовлен или которые будут ему необходимы для продолжения учебы. Особое внимание следует уделить проблеме обновления содержания образования. В настоящее время разработан проект Базисного учебного плана и проект федерального компонента государственного стандарта общего образования. 5. В 2003 году регионами проведена значительная работа по обеспечению общеобразовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой. Объемы ее издания (на 20.08.2003) к 2003/2004 учебному году составили 69,09 млн экз., что примерно соответствует объемам прошлого года. Средняя обеспеченность школьными учебниками (с учетом фонда школьных библиотек) составляет 73%, начальная школа - 79%. Александр КОНДАКОВ, директор издательства "Просвещение": 1. Отечественные традиции подготовки элиты государства насчитывают многие столетия. Это, например, такие учебные заведения, как Навигацкая школа, Царскосельский лицей, колмогоровская школа при МГУ, суворовские и Нахимовское училища, школы с углубленным изучением иностранных языков, математики, физики, других предметов. На сегодняшний день подготовка научных элит играет важную роль. Мы живем в обществе, основанном на знаниях, когда интеллектуальный труд из сферы исключительного становится массовым. 2. Здесь у нас накоплен большой опыт. Крупнейшие ученые принимают участие во встречах со школьниками, берут шефство над школами, как, например, это сделал академик Алферов в Санкт-Петербурге. Это могут быть и отдельные лаборатории, кружки, детские лагеря, и многое другое. Важное значение имеет отбор будущей научной элиты, проводимый такими ведущими вузами, как МГУ, МИФИ, Бауманский технический университет и другие. 3. Я являюсь сторонником реформы. Мы живем в глобальном мире, и в этих условиях говорить о какой-то уникальной национальной системе образования нельзя. Но по отдельным направлениям реформирования системы образования есть очень много вопросов. Главный вопрос - это та поспешность, с которой реализуется программа модернизации. С моей точки зрения, время, отведенное для проведения экспериментов, (например по ЕГЭ, введению новых стандартов общего образования), должно быть увеличено не меньше чем в 2-3 раза. За этой спешкой и кроются причины нестыковки отдельных направлений реформирования системы образования. Например, работа над образовательными стандартами общего образования не состыкована с работой по внедрению профильного обучения; ЕГЭ не состыкован ни со стандартами, ни с профильным обучением. Я бы повел речь о необходимости разработки новой модели образования в целом. Мы знаем о том, что больше 2/3 выпускников высших учебных заведений идут работать не по профилю. Это является ярким индикатором неэффективности государственных вложений в систему образования. Но самая главная проблема - это проблема учителя. До тех пор пока у нас учитель находится за чертой бедности, мы не можем говорить ни о развитии системы образования, ни о формировании среднего класса, ни о развитии государства, общества и личности в целом. 5. Это самый больной вопрос. Откровенно говоря, в этом году я видел в Екатеринбурге учебник 1974 года выпуска в одной из коррекционных школ. В целом изношенность фонда школьных учебников очень высокая. По закону срок годности учебника составляет 4 года, а в среднем в школах учебники используются 8 и более лет. Но страшно не то, что учебники истрепанные. Страшно, что дети получают знания, которые устарели 10-15 и более лет назад. 6. Проблема упирается как всегда в одно - деньги. Я думаю, что должна быть федеральная программа. Главное, с чего надо было начинать, - это базовое обеспечение школы всем необходимым. Валерий КОЗЛОВ, вице-президент РАН 2. Такие традиционные методы работы со школьниками, как кружки, летние научные школы, всегда были отличительной чертой России. В их проведении участвовали как известные ученые, так и студенты, многие из которых впоследствии стали выдающимися учеными. Одним из важных результатов этой деятельности было появление великолепной научно-популярной литературы, издававшейся массовыми тиражами, например "Популярные лекции по математике", "Библиотечка математического кружка". В следующем году исполняется 70 лет со времени проведения первой математической олимпиады в нашей стране. У ее истоков стоял выдающийся ученый и популяризатор науки член-корреспондент Б.Н. Делоне. Впоследствии олимпиадное движение охватило всю страну и способствовало повышению интереса школьников к изучению различных предметов и выделению талантливой молодежи. Очень важной является традиция заочных школ, позволяющая охватывать большое число школьников из отдаленных районов. Отдельно хочется вспомнить и положительный опыт выездных экзаменов, проводимых некогда вузами. Эти экзамены, проводившиеся по традиционной форме, давали возможность лучшим школьникам из регионов поступать в ведущие учебные заведения страны. К сожалению, в пылу борьбы за ЕГЭ и ввиду недостатка средств об этой хорошей традиции почти забыли. 3. Модернизация школы необходима. Однако та реализация реформы, которую проводит Министерство образования, приведет к резкому снижению уровня образования в России. Критерии оценки успешности так называемого эксперимента не сформулированы. По замыслу министерства вначале составляются стандарты, потом предметы делят между собой часы, после чего разрабатываются программы. Подход выработки минимума содержания без данных о количестве часов, отводимых на данный предмет, спорен. 4. Многочисленная критика планов реформы не учитывается. О стиле работы существующей команды наглядно свидетельствует безответственная позиция Э.Д. Днепрова - руководителя сформированного Минобразования коллектива "Образовательный стандарт". Он попросту отказался включить в проект образовательного стандарта предложения, выработанные расширенной комиссией по математике, куда наряду с учителями вошли представители РАН и ведущих российских вузов. Недопустимо, чтобы столь важные вопросы, как судьба образования в России, решались узким кругом людей, без привлечения к сотрудничеству РАН и учета мнения ученых, выдающихся преподавателей и учителей. Александр ШУСТОРОВИЧ: 1. Без всякого преувеличения можно утверждать, что школа (как средняя, так и высшая) сыграла совершенно выдающуюся роль в подготовке научной элиты страны. Эта российская традиция, идущая от Петра I и Ломоносова, упрочилась в XX веке. Критическое отношение ко многим сторонам российской действительности не может заслонить того факта, что развитие образования и науки в послереволюционный период характеризуется многими замечательными достижениями, получившими широкое признание в мире. 2-3. Одна из самых ярких черт опыта советской школы, делающих его уникальным, - активнейшее участие ученых в жизни школы. Достаточно вспомнить имена академиков И.К. Кикоина, А.Н. Колмогорова, М.А. Лаврентьева, С.Л. Соболева, активно занимавшихся проведением олимпиад, организацией летних школ для талантливых ребят, специализированных школ при университетах. Много внимания уделялось популяризации науки в многочисленных изданиях для учителей и учащихся. К сожалению, в настоящее время эти традиции утрачиваются. Конечно, первопричиной является сложное экономическое положение. Мне представляются ошибочными ориентиры современной школьной реформы. Перегрузка учащихся действительно существует. Но в ходе реформы под предлогом борьбы с перегрузкой происходит примитивизация школьных предметов. Эта очень тревожная тенденция прослеживается в предлагаемых сегодня текстах заданий Единого государственного экзамена (ЕГЭ), проектах государственных стандартов и учебных планах. Как человек, хорошо знакомый как с советской (я учился в известной московской школе № 45), так и с американской школой (как выпускник не менее известного Гарвардского университета), хочу сказать, что американская школа дорого заплатила за примитивизацию содержания образования. Хочу добавить, что образование, как и природные ресурсы, является одним из важнейших экспортных продуктов. Но в отличие от первых этот ресурс восполняем и может наращиваться. 5-6. Как издателя меня очень тревожит крайне низкий уровень обеспеченности вузов и школ, учащихся, студентов и учителей литературой и другими средствами обучения. Принято полагать, что это - неизбежное следствие известных экономических проблем. На мой взгляд, это уже не так. Образование по-прежнему остается ценностью для подавляющего большинства родителей, и они готовы вкладывать средства в образование собственных детей. Однако сложившийся на сегодня рынок учебной литературы страдает очень многими недостатками и не обеспечивает в должной мере школы и вузы разнообразной доступной и качественной литературой. На мой взгляд, очень острые проблемы накопились во всех звеньях издательской деятельности: подбор авторов - экспертиза - распространение - ценообразование. Эти проблемы надо решать. И мне кажется, что та же Российская академия наук могла бы, как и ранее, эффективно участвовать как в разработке программ, так и через своих авторов - в создании новых современных учебников. Леонид Мильграм, народный учитель СССР: 1. Наша традиция в области подготовки научной элиты - более фундаментальная, чем, скажем, американская. Это касается глубины и системности охвата знаний. Я вспоминаю рассказ девочки из нашей школы, которая училась по обмену в школе в окрестностях Вашингтона. Для углубленного изучения она выбрала математику. Выйдя из класса, она сказала: мне там делать нечего (все для нее было там элементарно). 2. Я знаю по опыту, что участие ученых в деятельности какой-то школы необычайно поднимает ее уровень. Хочу сослаться на опыт 2-й математической школы, которая была одной из родоначальниц профилированного обучения. Там витал дух науки. И создавали его такие люди, как Гельфанд, Дымкин, Шабад и многие другие. Это было очень значимо. Ученые должны понимать (и многие это понимают), что школа, если она сориентирована на создание интеллектуальной элиты, является питательным бульоном для науки. Ученые заинтересованы в том, чтобы этот бульон был качественным. И в связи с этим Академия наук должна активно включиться в процесс реформирования школы. Создавать "Стандарты", не обосновав существо и объем предметного образования, невозможно! В этом процессе должны участвовать ведущие ученые. 3. Я думаю, что поступать в серьезный вуз только на основании ЕГЭ нельзя. Не случайно ректор МГУ Виктор Садовничий отстаивает право на свои экзамены по профилирующим предметам. Тут можно пойти на компромиссный вариант: определенный уровень сдачи ЕГЭ мог бы давать выпускнику право на сдачу экзамена в вуз. Вуз должен знать, кого он берет. Надо понимать и другое: наличие опубликованных тестов приведет к тому, что учителя, не говоря уже о репетиторах, вынуждены будут штудировать с учениками ответы на тесты в ущерб серьезному прохождению материала. Президент назвал три основные задачи, стоящие перед страной, - удвоение ВВП, борьба с бедностью и усиление боеспособности армии. Это действительно первоочередные задачи. Но в конце стоило бы поставить не точку, а запятую и вспомнить о насущной необходимости развития образования и науки. 5-6. Может быть, стоит в научных академических журналах, выходящих в издательстве "Наука/Интерпериодика", ввести раздел "Наука - школе". Как вы готовились к первому сентября? Григорий ОСТЕР, детский писатель: - В младших классах я с ужасом ждал этого дня. В старших, когда школа превратилась в клуб друзей, с удовольствием шел учиться. А вообще подготовка к 1 сентября - как подготовка к поездке на курорт. Несколько дней люди носятся по магазинам. Покупают женщинам наряды, мужчинам - что-нибудь на голову. Так и со школьными принадлежностями. У нас пять детей. Пока мы не перевели младших в экстернат, для всей семьи 1 сентября было ужасным ужасом. Я даже книжку написал про школу ужасов. Теперь у нас нет такой проблемы - дети учатся дома. Елена ТРОФИМЕНКО, программист, член Клуба "Известий": - Раньше готовиться было сложнее. Во-первых, надо было проверить, не вырос ли ты из школьной формы. Во-вторых, надо было исхитриться и успеть изловить на рынке бабушку с астрами, потому что сметали тогда букеты быстро. Ну и, конечно, с канцтоварами было нелегко. Поэтому я всегда покупала все еще в начале лета и гордилась своей предусмотрительностью. В этом году я отправляю свою дочку в девятый класс, и подготовка прошла без проблем. Правда вот прошляпили, не купили вовремя две книжки по математике, и дедушке вчера пришлось объездить всю Москву, чтобы в конце концов купить их с рук. Юлия РУТБЕРГ, актриса: - У меня 1 сентября всегда день удивительный - у моей мамы день рождения. А в этом году все совпало: у мамы юбилей, 65 лет. А сын Гришка идет в 11-й класс. Так что в этом году мы завязываем со школой. Осталось год переждать, как товарный поезд. Знаете, когда последний год в школе готовишься не к 1 сентября, а к выпускным экзаменам. Я очень рада, что школа наконец заканчивается. 10 лет школы - это большое испытание для детей и для родителей. Андрей НЕЗДОЙМИШАПКА, технический директор компании "Спецгеострой", член Клуба "Известий": - Когда я пошел в школу, то тогда только отменили такие "гимназические" гимнастерки. И еще хорошо помню чернильницы-непроливайки и чернильные ручки. Вот писать ручкой - это у нас считалось престижным, потому что далеко не все могли их достать. А послезавтра отправляю в пятый класс младшего сына. Он, конечно, с легкой грустью идет в школу, но и не бастует. Единственная проблема - надо было найти тетради с простыми обложками. Потому что классный руководитель попросила, чтобы на тетрадках не было ни фотографий, ни картинок, - а то дети отвлекаются. Анна БОРИСОВА, переводчик: - У меня младшие брат и сестра - близнецы. Каждый готовится по своей программе. Один ребенок съездил за шмотьем, выбрал себе джинсовую юбку и кофту с надписью "I -сердечко-you", а другой в это время метнулся на ярмарку в Олимпийский за тетрадками и папками. А дневники нам не разрешают покупать - всем выдают, чтобы были одинаковые. Но настроены дети довольно оптимистично. Встречались уже с однокласcницей - и Рома теперь счастлив, что она подумала, что он мелирование сделал - так он выгорел. /Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | 
















