|  НАЧАЛЬНИК ИНТЕРНЕТАВ четверг на заседании правительства был рассмотрен вопрос о внедрении информационных технологий (ИТ) в работу органов власти. Госструктуры и российский ИТ-бизнес с напряжением ждут нововведений, которые могут привести к централизации государственных затрат на ИТ. В России может даже появиться отдельный орган, который будет заниматься распределением этих денег. Орган, которым хотят управлять и чиновники, и бизнесмены. На заседании правительства министр связи Леонид Рейман сообщил, что 48 министерств и ведомств с 2001 по 2003 год потратили на информатизацию себя 22,8 млрд рублей - сюда не входят расходы на национальную безопасность. При этом лишь 3,3 млрд рублей (14,3%) приходится на федеральные целевые программы. Отсюда следует, что ведомства тратят деньги абсолютно самостоятельно. В результате каждое создает свою информационную систему, которая не обязана стыковаться с общефедеральными системами. Все эти данные были получены в результате анкетирования министерств и ведомств, которые очень неохотно делились этой информацией. Министр экономики Герман Греф даже грозил приостановить финансирование ИТ-проектов неотчитавшихся структур. Верить этим цифрам не стоит, поскольку траты на ИТ пока даже не прописаны в бюджетной классификации, а следовательно, толком не учитываются. Иными словами, государство не знает, сколько оно тратит на информатизацию себя. При этом всем очевидно, что это деньги немалые и простая централизация расходов может, с одной стороны, дать существенную экономию, а с другой - создать очень сильный центр влияния в процессе проведения административной реформы, поскольку такой центр будет не только делить деньги, но и влиять на количество и качество функций ведомств. На заседании правительства было решено, что к декабрю нужно создать концепцию использования ИТ в госорганах и видоизменить федеральную целевую программу "Электронная Россия". В мировой практике уже есть опыт по централизации средств и методологии при внедрении ИТ в госорганах. Сейчас многие правительства даже заимствовали название такой должности у бизнеса - Chief information officer (CIO), что можно перевести как "руководитель информационной службы", в чью обязанность входит контроль за внедрением информационных технологий. Сейчас такие или подобные посты есть всего лишь в нескольких ведомствах - обычно подобными вопросами ведают старшие системные администраторы. В результате государственные информационные системы на федеральном уровне имеют лоскутный характер. Главная интрига этого заседания правительства и всех последующих процессов в области государственных ИТ в том, что ведомства будут бороться за пост главного ИТ-начальника. Правда, пока полномочия этого человека и структуры, которую он будет возглавлять, не определены. Зная особенности российского госаппарата, можно предположить, что реальный толк от такой должности может быть, если она будет не ниже вице-премьерской. Однако появление в правительстве вице-премьера по ИТ - это слишком радикально для нашей неспешной административной реформы. К тому же такой вариант вряд ли устроит Минэкономики, поскольку на подобный пост скорее назначат человека, близкого к Минсвязи, в названии которого есть слово "информатизация". Другой способ осуществления централизованной государственной ИТ-политики - создание межведомственной структуры. Однако вряд ли она сможет сравниться по влиянию с Минсвязи и Минэкономики. А такие ведомства, как ФСБ или ГТК, вообще к ее решениям прислушиваться не будут и продолжат тратить деньги самостоятельно. При этом такой вариант представляется как наиболее вероятный. На ИТ-рынке уже даже пошли самые невероятные слухи, что на эту должность могут назначить человека из бизнеса - например, главу IBS Анатолия Карачинского, президента Cognitive Technologies Ольгу Ускову или других успешных бизнесменов, установивших достаточно тесные контакты с государством. Все хотят управлять государственными деньгами. /Александр ЛАТКИН/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | 
















