|  ОН ТАКОЙ ОДИНВо вторник правительство передало проект бюджета-2004 в Госдуму. В кабинете министров надеются, что в этом году обсуждение основного финансового документа пройдет быстро и легко. Назначенные на 7 декабря парламентские выборы не позволят народным избранникам затянуть бюджетный процесс. К тому же оснований для дополнительных финансовых претензий у депутатов практически не осталось - Минфин рассчитал доходы и расходы бюджета по максимально оптимистическому сценарию. "Параметры бюджета-2004 являются значительными как никогда. Я бы сказал, это достойные параметры" - заявил вице-премьер Алексей Кудрин, провожая основной финансовый документ в Госдуму. Он выразил уверенность, что на этот раз у депутатов не будет оснований упрекать правительство в занижении доходной части. При расчетах доходов бюджета Минфин ориентировался на последний повышенный прогноз роста ВВП и среднегодовую цену российской нефти в $22 за баррель. Сбалансирован бюджет (доходы равны расходам) при цене нефти в $20 за баррель. Аналитики критикуют правительство за излишний оптимизм - ситуация на мировых рынках труднопредсказуeма и может измениться в худшую сторону. Центробанк со своей стороны упрекает Минфин в ослаблении бюджетной политики и наращивании госрасходов. Беспокойство ЦБ можно понять. Ему в конечном счете придется отвечать за рост денежной массы, инфляцию и укрепление рубля. Но для Минфина главная задача - обеспечить бесперебойное исполнение всех обязательств бюджета. Решение правительства балансировать доходы и расходы при $20 за баррель нефти, а не при $18,5, как планировалось ранее, вызвано не столько оптимистичными прогнозами Минэкономразвития, сколько беспокойством за доходную часть бюджета. Еще неизвестно, чем обернется намеченное на год выборов президента снижение налогов. Вице-премьер Алексей Кудрин уверяет, что бюджет будет исполнен при любой цене на нефть. "За последние годы мы создали механизм гарантирования такого исполнения", - подчеркнул вице-премьер. "Механизмом гарантирования" стал финансовый резерв - дополнительные доходы и остатки на счетах бюджета, с помощью которых правительство осуществляло непредвиденные траты и при этом не отчитывалось перед депутатами. В 2004 году финрезерв заменит стабилизационный фонд, в который будут перечисляться допдоходы бюджета, возникающие при цене нефти выше $20 за баррель (на 2005 год Минфин может определить другую цену отсечения). Если нефть будет стоить меньше $20 за баррель, правительство имеет право воспользоваться средствами стабфонда, чтобы покрыть дефицит. Кудрин уверен, что ближайшие 2-3 года стабилизационные деньги правительству не потребуются, и их потратят на решение долгосрочных задач вроде пенсионной реформы и исправления демографической ситуации. Алексей Кудрин очень надеялся, что аппарат правительства передаст депутатам "самый передовой и амбициозный бюджет" не глубокой ночью последнего разрешенного законом дня - так происходило последние годы, а "немного раньше". Но Михаил Касьянов, который ставит на проекте бюджета последнюю подпись, как назло, весь вторник провел в командировке в Перми. Сотрудники думского аппарата в отличие от вице-премьера спокойно относятся к тому, что фельдъегерская служба привозит проекты бюджетов из Белого дома ближе к полуночи. До сих пор они не замечали прямой зависимости между временем суток попадания финансового документа в Госдуму и его прохождением через парламент. Депутаты о бюджете Дума в своем отношении к проекту бюджета-2004 поделилась на два примерно равнозначных лагеря: депутатов, так или иначе принимавших участие в процессе формирования бюджета, и тех, кто в оставшиеся дни до начала осенней сессии парламента будет бюджет изучать и делать соответствующие выводы. "Причастные" (в число которых вошли представители центристских фракций) проблем с бюджетом-2004 уже почти не видят. Так, фракция "Отечество -- Единая Россия" (ОЕР) еще 15 августа приняла решение голосовать за бюджет в первом чтении. Это неудивительно: центристы провели необходимые им корректировки еще в "нулевом" чтении, в ходе переговоров с правительством. Главным достоинством бюджета центристы считают его "социальную направленность". По словам руководителя ОЕР Вячеслава Володина, фракция добилась увеличения финансирования государством по многим "социальным" статьям, например здравоохранению, образованию, обеспечению льгот по транспорту и ЖКХ. "Непричастные" от подробных комментариев пока воздерживаются. "С нами встречался министр финансов Кудрин, - говорит член фракции "Яблоко", экс-министр финансов Михаил Задорнов. - Но позицию фракция определит только после тщательного изучения проекта". По словам Задорнова, главной проблемой нового бюджета может стать компенсация потерь регионов в связи с уже проиндексированными зарплатами и налоговыми нововведениями. Как уже писали "Финансовые Известия", только отмена налога с продаж лишит региональные бюджеты в следующем году 60 млрд рублей. Задорнов считает, что однозначно положительными статьями бюджета-2004 можно назвать статью о стабилизационном фонде и увеличение затрат государства на образование. Отрицательными - уменьшение расходов на сельское хозяйство, военную реформу, СМИ. Думская оппозиция по традиции собирается выступать против бюджета. "Коллективного мнения пока нет, - говорит член КПРФ депутат Николай Сапожников. - В "нулевом" чтении оппозиция участия не принимала, но, судя по информации, которой мы располагаем, проект бюджета-2004 мало отличается от тех, что мы имеем последние 2-3 года". Первое чтение бюджета, по предварительным данным, состоится 19 сентября и пройдет без осложнений. Дискуссии ожидаются при втором и третьем чтениях, когда распределятся средства между и внутри бюджетных статей. Впрочем, по общему мнению, в этом году депутаты будут проявлять меньше внимания к бюджетному процессу. Екатерина ВЫХУХОЛЕВА Самый передовой и амбициозный Доходы бюджета-2004 - 2,74 трлн руб. (17,9% ВВП); расходы - 2,65 трлн руб. (17,4% ВВП); профицит - 83,4 млрд руб. (0,5% ВВП). ВВП ожидается на уровне 15,3 трлн руб., процентные расходы (погашение и обслуживание госдолга) -- 287 млрд (1,9% ВВП ); непроцентные расходы - 2 трлн 371 млрд (15,5% ВВП). Самые крупные расходные статьи: финансовая помощь регионам - 810,6 млрд (30,5% общих расходов), национальная оборона - 411 млрд (15,5%); правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства - 311 млрд (11,7%); социальная политика - 161 млрд (6,1%); образование - 118 млрд (4,4%); дорожное хозяйство - 79 млрд (3,0%); промышленность, энергетика и строительство - 67 млрд (2,5%). /Елена КОРОП/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | 
















