|  РУБЛЁВАЯ ИМПЕРИЯРоссийской власти время от времени удавалось истреблять целые сословия (например, бояр и крестьян-единоличников), убивать миллионы людей в тюрьмах, но никогда не удавалось решить одну из главных задач управления - "сесть" на финансовые потоки. Едва ли не главная причина вечного российского казнокрадства - независимо от эпохи и характера политического режима - отсутствие правил и эффективного механизма распределения бюджетных денег. В начале ХХI века Министерство финансов собирается справиться с этой вечной проблемой. В конце минувшей недели правительству был представлен написанный Минфином проект закона, позволяющего вводить в регионах внешнее финансовое управление. В России пока 89 регионов. Около 60 имеют просроченную задолженность по зарплатам, пенсиям и другим бюджетным выплатам. Пока концепция закона очень осторожна. Внешнее финансовое управление вводится только в тех регионах, где долги превышают 30 процентов доходов местного бюджета. Прецеденты появятся не раньше, чем через пять лет. Внешнего управляющего для области или республики в составе России назначает федеральное правительство, а для города или района - областная администрация. Прецеденты появятся не раньше чем через 5 лет, поскольку закон должен вступить в действие с пакетом законопроектов о местном самоуправлении. Но даже несмотря на такую осторожность, сам факт, что правительство фактически готово признавать регионы банкротами и вводить в них внешнее управление, - настоящий прорыв верховной власти к новому сознанию. Только в новейшей истории федеральные власти уже 11 лет безуспешно пытаются перевести бюджет исключительно на казначейское обслуживание, отстранив от такой чести коммерческие банки. На этом фоне закон Минфина выглядит почти подвигом. Отвечающий в правительстве за межбюджетные отношения еще со времен премьерства Сергея Кириенко вице-премьер Виктор Христенко постоянно повторяет на людях: "Финансовое оздоровление в регионах не будет иметь ничего общего с процедурой банкротства предприятий". Тем не менее юридическая возможность центра фактически смещать проворовавшихся губернаторов, которые довели "до ручки" свой регион, - крайне важный инструмент эффективной государственной политики. Когда в начале своего правления Владимир Путин указом поделил страну на федеральные округа и назначил семерку полпредов, казалось, что реформа территориального устройства России не за горами. Но самый эффективный способ борьбы с сепаратизмом и нехудожественной самодеятельностью властей на местах - не политический, а именно финансовый. Можно "зачистить" все региональные конституции под Основной закон России. Можно через суд заставить регионы отменить все законы и распоряжения местных властей, противоречащие федеральному законодательству. Но это невероятно долгая работа. Гораздо эффективнее иметь жесткие правила перераспределения финансовых потоков внутри государства и механизмы контроля за выполнением этих правил. У нас до сих пор нет четкой юридической границы между зонами финансовой ответственности регионов и центра. Бюджетникам ведь без разницы, кто именно задерживает им зарплату - региональный бюджет или федеральный. Но если губернатор будет знать, что бесконечное нецелевое использование средств и накопление внутреннего долга ведут к его отстранению от власти, а дыры в бюджете региона федеральная казна просто так латать не станет, - это вполне веский довод в пользу большей прозрачности финансовых потоков вверенной ему губернии. Минфиновский закон вместе с пишущейся уже бог знает сколько лет концепцией межбюджетных отношений - это прообраз некоего финансового кодекса России. В стране пока нет элементарных правил обращения всех уровней власти с государственными деньгами. А дыры в финансовом законодательстве пылесосом затягивают миллиарды, если не десятки миллиардов долларов. "Область-банкрот". Конечно, пока для российского уха звучит непривычно. Но это вполне корректная практика - если есть процедура финансового оздоровления разоренного завода, почему не должно быть процедуры финансового оздоровления разоренной области или края? Если Россия хочет стать мощной или хотя бы просто процветающей страной, ей надо научиться управлять рублем. Россия может остаться федерацией, даже не слишком усердствуя с укрупнением регионов. Но она должна стать рублевой империей - где вертикаль власти покоится на четко выстроенной вертикали распределения государственных денег. /Семен НОВОПРУДСКИЙ/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















