|  ВИКТОР ХРИСТЕНКО: "МЫ ГОТОВЫ ПОДПИСАТЬ СВОЙ РИМСКИЙ ДОГОВОР"В четверг правительство рассмотрит Концепцию формирования единого экономического пространства (ЕЭП) между Россией, Украиной, Казахстаном и Белоруссией. Скептики сомневались, что всего за полгода переговорщикам удастся прийти к единому знаменателю и разработать концепцию ЕЭП. Однако, как предполагается, президенты четырех стран подпишут этот документ накануне сентябрьского саммита СНГ в Ялте. "Четверка готова подписать свой Римский договор, с которого в свое время началась история Европейского союза" - этими амбициозными планами вице-премьер российского правительства Виктор ХРИСТЕНКО поделился с корреспондентом "Известий" Натальей РАТИАНИ. По его подсчетам, четверка за "пятилетку" сможет подготовить условия для беспрепятственного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. - Европе на формирование единого экономического пространства потребовалось около 30 лет. Раскройте секрет: каким образом мы собрались справиться за 5-7 лет? - Я по натуре оптимист. В феврале, после официального заявления президентов наших четырех стран, многие не верили, что к сентябрю мы сможем положить им на стол согласованный документ. Но концепция готова. И мы можем приступить к формированию общего рынка между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном сразу после выполнения внутригосударственных процедур по ее принятию. Нам уже не надо тратить время для выработки формулы разноуровневой и разноскоростной интеграции, которая как раз и была придумана и действует в Европе. Половину успеха задуманного составляет и четкое осознание участниками того, ради чего все это затевается и какими способами все это будет реализовываться. - Насколько силен между будущими строителями единого экономического пространства фактор "союзного братства"? - Если вы имеете в виду фактор исторической, экономической, культурной близости наших братских народов - то да, этот фактор очень силен. Хорошо, что единое пространство мы стали создавать через 12, а не через 25 лет после распада СССР. - Однако пока братские разговоры на русском не мешают нам вводить антидемпинговые пошлины по оцинкованной стали. А другой стороне "по-братски" устанавливать запредельные акцизы на российское пиво. Таких примеров немало. Эти вопросы в процессе формирования ЕЭП будут решаться на двустороннем уровне или комплексно? За эти годы мы все преуспели в изобретении мер для поддержки собственных производителей. Можно решить эти проблемы по оцинковке и пиву. Но завтра возникнут такие же проблемы, скажем, по шерсти и свинине. Это неизбежно. Чиновники в любой стране народ изощренный и всегда готовы откликнуться на просьбы трудящихся. В концепции прописана готовность стран-участниц перейти на режим свободной торговли без изъятий и ограничений, а также отказ от применения антидемпинговых и компенсационных мер. Но решать эти проблемы урывками и персонально по каждой стране бессмысленно. Вопросы антидемпинга, изъятий, других защитных мер будут урегулированы комплексно в процессе формирования единой внешнеторговой, конкурентной, тарифной и технической политики. Надо не бить по хвостам, а устранять причины. На это мы и нацелены. - Объединение усилий - это хорошо. Но, к примеру, Украина активно заигрывает с ЕС, а Казахстан - с США. И откровенно говоря, однозначно пока не решили, кого им держаться выгоднее - нас или их. Как будем удерживать? Никто никого насильно в единое экономическое пространство запихнуть не в состоянии. Секрет прост - четко проговорить интересы и оценить риски. Хотя в начале пути скрупулезно просчитать абсолютно все риски, которые существуют, нельзя. Как нельзя до копеечки или до гривны просчитать и все преимущества. Не стоит забывать о том, что к общему рынку наши экономики и экономики других стран СНГ приспособлены гораздо больше. Весь мир отвечает на вызовы глобализации усилением региональной компоненты, которая дает дополнительную опору, снижает риски. - Все же какова вероятность того, что кто-то из подписантов возьмет и выйдет из состава четверки? Белорусы, к примеру, очень переживают, что наше с ними Союзное государство совсем отодвинуто на задний план? В соглашении четко прописано, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве могут развиваться дальше и выглядеть по-разному. Напомню еще раз, что речь идет о формировании общего рынка для товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Мы в этом видим плюсы и преимущества для наших экономик. Все остальное возврат к исходному этапу - разбреданию по своим квартирам. Ничего не поделаешь, если кто-то посчитает для себя такое развитие событий лучшим. - В концепции записано, что в случае вступления одного из государств четверки в ВТО раньше других оно будет помогать оставшимся? Сейчас главные претенденты на вступление в мировой торговый клуб - Украина и Россия. Украина уже заявила о том, что не намерена согласовывать с Россией сроки вступления в ВТО. И откровенно говоря, не верится, что Украина воздержится от выдвижения требований в том случае, если раньше нас окажется в ВТО. В обмен на обещание сделать их в обозримой перспективе членом ЕС можно пожертвовать многим? Ваши рассуждения некорректны в отношении Украины. Каждый член "четверки" исходит из известного принципа "договоры должны исполняться". Что касается приведенной формулировки, то с ее помощью мы, наоборот, минимизировали риски для неблагоприятного развития событий. Мы понимаем, что каждая из стран, несмотря на общую интеграционную цель, будет самостоятельно выстраивать отношения с ВТО. Вопрос только в том, противоречит ли идея вхождения в ВТО каждой из стран "четверки" идее общей региональной интеграции. Содержательно это не противоречит никак. Все страны ЕС являются членами ВТО, и при этом они все вместе входят в единое экономическое пространство и почти все объединены в общий валютный рынок. Другое дело, насколько болезненно будут развиваться процессы вхождения каждого из нас в этот клуб. Цена не может быть для всех одинаковой. Но ее размер будет зависеть от того, насколько различными окажутся позиции каждого из членов "четверки" на переговорах по присоединению к ВТО. Если присоединение к ВТО произойдет по заранее понятному маршруту, то цена различий после введения единого внешнего экономического контура ЕЭП вполне может быть просчитана. Думаю, к моменту появления нашего общего рынка каждая из стран-участниц четверки уже станет членом ВТО. В этом процессе главное - обойтись без неприятных сюрпризов. - К слову о других неприятных сюрпризах. Наши западные партнеры на переговорах о вступлении России в ВТО любят рассказывать о том, в какой шок их первоначально повергало количество крутых кредиток в бумажниках наших чиновников. Значит, мы достаточно хорошо подкованы содержательно, что наступило время дискуссий о пластиковых карточках. Можно только повторить слова Жванецкого - "когда аргументов в споре не хватает, надо переходить на личности". Самый простой и короткий ответ на этот вопрос - Россия недавно стала членом FATF. Кредитки давно стали достаточно банальным атрибутом даже для чиновника среднего звена. Шокировать должны траты, а не количество карточек. Чиновничество - неизбежный элемент любого государства. Оно всегда было, есть и будет таким, каким на данный момент является государство. Еще одна, не менее справедливая формула - "честь у государства такая, какое у него чиновничество". Задача чиновника очень простая - реализовывать то, что прописано в законах. Другое дело, что в этих законах много отсылочных норм, позволяющих чиновнику трактовать свои действия так, как ему в данный момент захочется. К тому же сейчас чиновничество вынуждено генерировать многие вещи из-за отсутствия закона. Надо законодательно зафиксировать отрасли как объекты регулирования и права чиновников по вопросу управления этими объектами. И тогда сразу и эффективность управления в стране повысится, и административная реформа сдвинется. В противном случае реформа превратится в кампанию по механическому разделению функций и обязанностей. А чиновник и дальше будет пребывать в творческом состоянии. - К ноябрьскому саммиту Россия-ЕС стороны должны подготовить проект документа о создании общего европейского экономического пространства (ОЕЭП). Как планируете увязывать два документа, два пространства? Может ли наша работа над созданием ЕЭП помешать нам выйти на конкретные договоренности с ЕС? Между двумя этими процессами нет абсолютно никаких противоречий. Более того, они взаимодополняют и обогащают друг друга. Разница только в ключевом слове. "Единое" предполагает делегирование полномочий некоей наднациональной организации. "Общее" фиксирует договоренности между партнерами, которые взаимодействуют в двустороннем формате, а центры принятия решений будут у каждой из сторон. Все то, что мы собираемся делать в рамках ЕЭП, можно рассматривать и как процесс либерализации. В концепции записано, что осуществлять эту либерализацию мы намерены на базе принятых международных (в том числе и в ВТО) правил. И каким, спрашивается, образом это может противоречить сотрудничеству с крупнейшим нашим экономическим партнером - Европейским союзом? Наоборот, это дает дополнительную возможность ЕС, который будет выстраивать с Россией отношения в рамках ОЭП, увидеть и другие страны четверки. Я имею в виду наш совокупный - "четверки" - потенциал. - По логике вещей европейцы должны максимально тормозить процесс создания общего европейского пространства между Россией и ЕС, потому как на данном этапе их больше всего интересует энергосоставляющая нашего диалога, а не упрощенное передвижение товаров, капиталов и рабочей силы. Энергосоставляющая нашего диалога - существенная доля наших торгово-экономических отношений. И если смотреть только с этой точки зрения, то появление в едином экономическом пространстве того же Казахстана выглядит для ЕС более чем привлекательно. У Казахстана хорошие перспективы в освоении Каспия, где у ЕС также есть свои интересы. Создание единой экономической среды на пространстве четверки только укрепляет экономическую безопасность Европы и открывает возможности для налаживания более широкого партнерства в сфере ресурсов. Я не вижу здесь никаких проблем. Если с энергетической точки зрения посмотреть на Украину как на участника ЕЭП, то Украина ценна для Европы своим транзитным потенциалом для тех же энергоресурсов. И это опять же помогает укреплять, а не ослаблять энергетическую безопасность Европы. И это также работает только в плюс и не создает никаких дополнительных рисков. Кстати, два-три года назад ситуация вокруг несанкционированных отборов российского газа на территории Украины обсуждалась в Европе как один из факторов, угрожающих энергетической безопасности Европы. Сегодня такие разговоры уже не ведутся. А появление ЕЭП еще больше минимизирует эти риски. - Вы намекаете на то, что чем активнее и успешнее мы продвинемся в строительстве ЕЭП, тем реалистичнее для России будет перспектива появления общего экономического пространства с ЕС? Да. - На ваш взгляд, накануне выборов и в условиях, когда все говорят о том, что в правительстве чемоданные настроения, вообще уместно затевать такой амбициозный проект, как строительство ЕЭП? Это очень спорный тезис, и во главу угла его ставить не стоит. Выборы, впрочем, как и любые другие политические процессы, - это объективная реальность для любой страны. Политические риски есть всегда. И, конечно, всегда можно сказать "давайте подождем". Но благоприятной политической конъюнктуры ждать можно бесконечно долго. Я лично пока не слышал ни от одной политической партии или политической структуры серьезной критики в адрес ЕЭП. Вы, конечно, можете сказать, что все только начинают разбираться, что это такое. Согласен! Но у всех скоро будет хороший повод. Все эти документы потребуют ратификации в парламентах, в том числе и нашем. Так как документ имеет все шансы быть подписанным уже в сентябре, то нынешний состав Думы еще успеет его ратифицировать. - Отсутствие критики в адрес ЕЭП дает повод задуматься над тем, что эта тема может стать одной из ключевых в предвыборной кампании действующего президента России? Да и на Украине грядут выборы. Думаю, в такой форме вопрос задавать некорректно. Я только одно хотел сказать: то внимание, которое все президенты, в том числе и президент России Владимир Путин, уделяли этому процессу, само по себе беспрецедентно. Каждый из них встречался с группой высокого уровня каждый раз, когда происходили консультации на территории его страны. Из шести заседаний в Москве прошли два, и оба раза Владимир Владимирович встречался с главами делегаций. Внешнеэкономические и внешнеполитические последствия этого шага каждый из президентов оценивает весьма серьезно и реалистично. Уверен, что страны "четверки", а за ними и другие страны СНГ должны использовать этот хороший, но, к сожалению, один из немногих, шанс не просто четко обозначить цель, хотя это уже полдела, а реально запустить экономической интеграционный процесс, основанный не на идеологии, а на прагматике, - потому и надежный. Наша задача - выйти на тропу единого пространства и начать по ней движение. /Наталья РАТИАНИ/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















