|  ТАКОЙ ДОРОГОЙ ВОПРОСВ Совете Безопасности ООН началось предварительное обсуждение новой резолюции по Ираку. По словам пресс-секретаря Госдепартамента США Ричарда Баучера, этот документ ставит целью "поддержать государства, готовые направить свои войска в Ирак только с санкции ООН". Ожидается, что основную работу над текстом новой резолюции Белый дом завершит уже на этой неделе. В начале сентября документ поступит в Совет Безопасности ООН - для голосования. Как признался в интервью телеканалу Си-эн-эн один из высокопоставленных представителей администрации Джорджа Буша, "составление текста новой резолюции - это прежде всего вопрос умелой лингвистики". "Если нам удастся написать такой документ, текст которого не вызовет нареканий у постоянных членов Совета Безопасности и даст другим государствам необходимое юридическое основание для участия в иракской кампании, мы, разумеется, сделаем это", - пояснил он. О том, как в администрации США готовят проект новой резолюции, впервые упомянул посол Великобритании в ООН Джонс Перри: "Всем странам, желающим принять участие в иракской кампании, мы предложили высказаться, каким должен быть текст этого документа, чтобы он их полностью устроил". Доказывая необходимость новой резолюции по Ираку, Вашингтон напоминает о теракте против миссии ООН в Багдаде, который унес жизни более 20 человек. Белый дом называет это преступление "очередным вызовом международного терроризма" и надеется, что теперь в глазах мирового сообщества действия союзников в Ираке приобретут статус "антитеррористической операции". Такой подход, однако, разделяют далеко не все. Вот что сказал на условиях анонимности журналисту французской "Либерасьон" один из европейских дипломатов: "Напрасно США надеются, что после теракта в Багдаде расстановка сил в Совете Безопасности изменилась. Это не так. Мы же отлично понимаем - американцы пытаются "протащить" резолюцию, которая внесет косметические дополнения в ранее принятые по Ираку документы, чтобы на законных основаниях привлечь к операциям в этой стране турецких и пакистанских военных". Об излишней "циничности" американцев говорят и французские дипломаты. Они требуют, чтобы в будущей резолюции ООН "не только разделила бремя ответственности за ситуацию в Ираке, но и получила дополнительные полномочия". По мнению эксперта Института Брукингса (Вашингтон) Фила Гордона, "сейчас Белый дом выясняет, какую цену ему придется заплатить, чтобы в Ирак пришли значительные международные силы". Так что новая резолюция - не более чем "тест", который позволит Вашингтону лучше понять расстановку сил в Совете Безопасности. А пока продолжаются эти закулисные переговоры, американцы "сбивают цену", стремясь заверить мировое сообщество - в Багдаде все спокойно. Так, министр обороны США Дональд Рамсфелд заявил, что "находящихся в Ираке войск на данный момент вполне достаточно для обеспечения безопасности". Тем не менее, по оценкам экспертов, для охраны порядка в Ираке необходимо увеличить численность контингента до 500 тысяч солдат. В Пентагоне давно просчитали: эту задачу новая резолюция ООН не решает - после ее принятия к 160 тысячам военнослужащих коалиции в лучшем случае присоединятся от 30 до 40 тысяч миротворцев из Турции, Пакистана и Индии. В то время как цена такой международной помощи - контроль ООН за ситуацией в Ираке - выглядит слишком высокой в глазах Вашингтона. Неприемлемым считают в Белом доме и предложение Генерального секретаря ООН Кофи Аннана направить в Ирак международные силы, которые будут иметь своих главнокомандующих и "в случае необходимости" координировать действия с военным и политическим руководством США. Как дипломатично заметил представитель США в ООН Джон Негропонте, "мы, конечно, не закрываем двери перед этим и подобными предложениями, но продолжаем настаивать на сохранении единого американского руководства операциями в Ираке". Пока остается неясным, на какой компромисс в конечном итоге готовы пойти американцы, чтобы провести новую резолюцию по Ираку через Совет Безопасности. Как предположил Фил Гордон, в этом "торге" основной разменной картой станет контроль международных сил над несколькими отраслями иракской промышленности. Американцы уверены, что такое решение привлечет в Ирак пакистанских, индийских и, возможно, даже российских миротворцев. О своей готовности направить войска в Ирак уже заявил министр иностранных дел Турции Абдуллах Гюль. Обсуждается и другой вариант - в обмен на новую резолюцию переподчинить ООН главу временной американской администрации в Ираке Пола Бремера. Но пока этот ход выглядит маловероятным. К тому же принципиальный отказ Франции "размениваться в Ираке по мелочам" сводит на нет все попытки администрации Буша найти компромисс с ООН. "Разделять ответственность за события в Ираке с другими государствами означает также разделять с ними и власть в этой стране", - объяснил жесткую позицию Парижа заместитель посла Франции в ООН Мишель Дюкло. Еще более сомнительными выглядят результаты "торга" по новой резолюции через призму финансовых интересов США в регионе. По оценкам экспертов, восстановление Ирака ежемесячно обходится американской казне в 4 миллиарда долларов. Но Вашингтон надеется, что в будущем сможет хотя бы частично компенсировать эти расходы за счет иракской нефти и контрактов на восстановление Ирака, большинство которых получили американцы и их союзники. Возможные компромиссы с ООН, по мнению аналитиков, приведут к перераспределению финансовых потоков в Ираке, что противоречит экономическим интересам США. "Главная проблема, стоящая перед администрацией Буша, состоит в том, что при обсуждении новой резолюции Россия и Франция захотят получить куда больше контроля за ситуацией в этой стране и, возможно, больше контрактов для российских и французских предприятий", - объяснил на условиях анонимности журналисту "Нью-Йорк таймс" один из американских дипломатов. По его словам, если цена вопроса окажется слишком высокой и стороны не сумеют договориться, то администрация потихоньку уберет проект новой резолюции "под сукно". Разбросались По данным экспертов Пентагона, в ходе проведения военной операции в Ираке на территорию этой страны было сброшено до 1,5 млн. поражающих элементов кассетных боеприпасов, значительная часть которых до сих пор остается в неразорвавшемся виде. По разным оценкам, доля неразорвавшихся кассетных компонентов может колебаться от 6 до 16% от общего числа сброшенных поражающих элементов, что составляет 240 тыс. взрывоопасных единиц. Наличие такого количества потенциально опасных боеприпасов представляет реальную угрозу для гражданского населения страны. Данные о потерях среди мирного населения пока не определены, вместе с тем известно, что только в районе г. Кербела за две послевоенные недели от подрывов на неразорвавшихся боеприпасов погибло 23 и ранено 29 иракцев. По данным Детского фонда ООН, с момента окончания боевых действий в Ираке от неразорвавшихся боеприпасов различного типа пострадало около 1000 детей. Официальные данные о "небоевых" потерях среди гражданского населения не могут радовать руководство коалиции, поскольку подобная статистика негативным образом сказывается на и без того неоднозначное отношение к оккупационным войскам. /Евгений ШЕСТАКОВ/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















