![]() СОРОКИН ОКУНУЛСЯ В "ЛЕДНИКОВЫЙ" ПЕРИОДМожет быть, потому, что Владимир Сорокин обратился к генеалогии своего утопического мифа об изначальном Свете, кристаллизовавшемся в Лед, последний роман отличается от других его произведений гораздо меньшей экспрессивностью в образности и языке. Изначальный Свет, состоящий из 23 тысяч лучей, сотворил мир и Землю. Но Земля была создана с изменчивой водной стихией. Абсолютная гармония Света отразилась в воде и исказилась, породив жизнь. Однако лучам вечной гармонии будет дано спасение. Спасение - это небесный Лед, упавший на землю в виде Тунгусского метеорита. Этот Лед пробудил носителей Света. Таков сорокинский миф, сформулированный еще во "Льде". Новый роман - рассказ о самом возникновении мифа. Говорить о собственно идейной или утопической стороне романа не слишком интересно. Утопия Сорокина подчеркнуто эклектична, во-первых, а во-вторых, новый роман содержание мифа никоим образом не расширяет. Любопытно здесь другое. В своих произведениях, как правило, Сорокин подвергал разрушению привычный художественный язык (стиль, образность, письмо). Знакомая образность как будто выворачивалась наизнанку, подвергалась вскрытию, раскрывалась, как труп под скальпелем патологоанатома. Языковая материя взрывалась и шокировала читателя разлетающимися во все стороны внутренностями. Устойчивый, традиционный художественный мир оборачивался отталкивающим антимиром. В новом романе Сорокин идет по другому пути. Здесь постепенно мутирует и изменяется само повествование, нарративная ткань. Стилизованное под классическую семейную хронику начало постепенно набирает темп. О рождении героя, его детстве и воспитании говорится обстоятельно и неторопливо. Необычность героя Александра Снегирева подчеркивается лишь датой рождения (датой падения Тунгусского метеорита), странными сновидениями, отрешенностью от мира. Герой растет, и рядом развивается человеческая история - война, революция. Темп повествования убыстряется. Тунгусский метеорит дал рождение герою, взрыв снаряда, убивший родных Александра Снегирева, стал началом его пути. Началом пути к небесному Льду и новому имени. Новое имя (Бро) заслоняет предыдущую жизнь. Ширится круг людей Света, рождаются новые имена - Фер, Иг и т.д. Историческая жизнь, человеческая цивилизация постепенно вытесняются этими новыми именами. Сам человек перестает быть человеком, становится "мясной машиной". Утопия набирает силу и как будто затушевывает обыкновенную художественную речь. Пропадают, стираются узнаваемые реалии и образность. Советский Союз растворяется в стране Льда, Германия - в стране Порядка. И в финале романа утопия побеждает окончательно. Забавно только, что победа эта очевидно натянутая и насильственная. Схематическая бедность утопии уступает даже стилизованному под классику началу романа. Владимир Сорокин. Путь Бро. - М.: Захаров, 2004. - 304 с. Директор издательства Ad Marginem Александр Иванов: Сейчас Сорокин продается примерно как Стогофф Скорее всего, Сорокин сменил издательство, потому что хочет избавиться от своего скандального шлейфа. Он, видимо, полагает, что этот шлейф связан именно с нашим издательством. Он хочет начать новую историю классического, солидного, не скандального писателя. Писатель волен выбирать своего издателя, и я в целом одобряю его выбор. Издательство "Захаров" - одно из самых респектабельных, вполне буржуазное в хорошем смысле слова, а мы со своей репутацией довольно левого издательства, может быть, не подходим по каким-то стилистически-политическим причинам. В момент бума на Сорокина мы издали огромное количество его книг, но после того как информационный бум осел, продажи упали примерно раз в 10. У нас образовались остатки. Естественно, продажи продолжаются, но сейчас Сорокин продается примерно как Стогофф, что неплохо, но понятно, что не как Акунин, Пелевин или Улицкая. В этом смысле какие-то ожидания автора, связанные с гонорарами, возможно, не оправдались, но происходит это по сугубо экономическим причинам. Так рынок отреагировал: старые вещи Сорокина, очень радикальные, концептуальные, не являются предметом массового спроса. В этом поле Сорокин остается элитарным писателем. Примерно начиная с "Голубого сала", у него начался какой-то новый этап, который мы для себя определили как поп-литература. Теперь он из этого переходит в этап респектабельной буржуазной прозы в духе Акунина. И к этому нужно относиться просто как к факту его выбора. /Николай АЛЕКСАНДРОВ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


