|  НА МЕЛИВ Якутии объявлена чрезвычайная ситуация: в главной реке региона вода опустилась более чем на метр. В итоге сотни барж и теплоходов оказались на мели. Путь они смогут продолжить, только когда уровень воды снова поднимется до нужной отметки. Но прогнозы метеорологов неутешительны: в течение следующего месяца в регионе сохранится засушливая погода, что может привести к катастрофе: если будет сорван северный завоз, многие населенные пункты республики окажутся без тепла, света и продуктов. Подобная ситуация складывается и на Ангаре, и на Байкале. Такой засухи в этих местах не было уже лет сто. Северный завоз начался с 8 мая. Предполагалось, что до сентября в районы Крайнего Севера и приравненные к ним речными судами будет завезено около 13,5 млн т грузов. Судоходные компании подготовили около 2 тыс. судов - сухогрузов и танкеров. Из федерального бюджета было выделено около 9 млрд руб. Из них 4 млрд было выделено еще в мае - тем регионам, где малые реки, по которым идет завоз, быстро мелели: Архангельской области, Эвенкийскому и Коми-Пермяцкому автономным округам. В Якутии ситуация с речной навигацией начала ухудшаться еще в июне. С 7 июня в связи с обмелением Верхней Лены до 130-150 см было введено ограничение по осадке судов на участке Усть-Кут - Киренск. Это привело к тому, что завоз пришлось вести меньшими партиями на судах малой осадки. Однако уровень воды продолжал падать: к 25 июля уровень реки на этом участке составлял 95 см - на 80 см ниже нормы. - Наши специалисты считают, что основная причина сложившегося на Лене положения - засуха. На этой реке еще весной был недостаточный уровень половодья, потому что зимой выпало мало снега. Недавно в этом регионе прошли дожди, вызвавшие повышение уровня воды на некоторых участках реки от 10 до 16 см. Однако уровень воды в реке Лене не достиг технологического, необходимого для нормального судоходства. Прогноз на текущий месяц тоже очень неблагоприятный - засуха продолжится. Существенных осадков в регионе не ожидается. Даже если дожди и пройдут, то они не смогут кардинально исправить ситуацию, - рассказала "Известиям" представитель Росгидрометцентра Наталья Ершова. Специалисты Минприроды не скрывают, что большинство природных катаклизмов происходит по вине человека, в результате его неразумной деятельности по отношению к природе и экологии. Однако даже вырубка лесов не могла привести к таким последствиям. - В сложившейся ситуации виновата стихия. Дело в том, что объем бассейна Лены никак не регулируется - здесь нет водохранилищ, - говорит начальник управления водного хозяйства Минприроды Сергей Беднарук. - Подобная ситуация сложилась на Ангаре и Байкале. Спасти их могут только обильные осадки, которых в этих регионах не было уже два месяца. После совещания в Иркутске замминистра транспорта Николая Смирнова с премьер-министром Михаилом Касьяновым правительством было принято решение выделить Минтрансу в августе до 100 млн руб. на аварийные работы по углублению русла реки Лены. Как сообщили в Минтрансе, комплекс дноуглубительных работ необходимо провести на участке протяженностью 308 км. Были изменены также некоторые маршруты северного завоза, проходившие по наиболее обмелевшим участкам. Это потребовало дополнительных средств в сумме 30 млн руб., которые были выделены из бюджета четвертого квартала этого года. Снизили требования к осадке судов. В распоряжении "Известий" имеется копия приказа министра транспорта Сергея Франка, разрешающего на участке Усть-Кут - Киренск снизить запас воды под днищем до 10 см. Распоряжением Франка создан оперативный штаб, перед которым поставлена задача завезти грузы в Якутию и северные районы Иркутской области хотя бы в минимальных объемах. - Ситуация очень тяжелая, - говорит замминистра транспорта Николай Смирнов. - Мелеет не только Лена, но и Амур, навигация на котором началась на месяц позже запланированного. - Транспортные предприятия, обеспечивающие северный завоз, сейчас несут убытки, - говорит президент Гильдии экспедиторов Семен Резер, - но тяжелее всего, конечно, людям, которые ждут этих грузов. Несмотря на тяжелую ситуацию, Минэкономразвития уверено, что северный завоз будет выполнен. "Ситуация преодолима, - считает замминистра экономического развития и торговли Мухамед Циканов. - Скорее всего мы сумеем завезти все необходимое в запланированные сроки". На сегодняшний день, по его информации, в Якутию завезено около 40% запланированных объемов северного завоза. /Татьяна РЫБАКОВА/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















