![]() СЕНАТОРОВ, ВОЗМОЖНО, СКОРО БУДУТ ВЫБИРАТЬСовет федерации на пороге масштабной реформы - в это время разговоры о том, по какому принципу будет формироваться верхняя палата, могут обрести форму законопроектов. Центризбирком уже представил предварительные соображения по процедуре формирования СФ. Практика показывает, что именно за ЦИК остается последнее слово. Однако сенаторы категорически не согласны с главным избирательным ведомством и называют предложения Центризбиркома антиконституционными. Поводов для реформы хоть отбавляй, это признают и в самом Совфеде. Политическую элиту страны, да и общество давно перестали шокировать разговоры о покупке будущими сенаторами кресел в верхней палате. На то, что половина сенаторов до прихода в сенат и в глаза не видела региона, который теперь будет представлять, давно перестали обращать внимание. А право губернатора запросто отозвать неполюбившегося или переставшего выполнять необходимую функцию сенатора свидетельствует только о том, что сенаторское кресло для многих - всего лишь промежуточный пункт в ожидании наступления лучших кадровых времен. - Нынешний механизм формирования Совета федерации вполне допускает покупку мест в сенате. Журналисты неоднократно писали, что, по их мнению, часть членов СФ места купили. Наша процедура этого не допускает. Мэр или губернатор связан предложениями, поступившими от участников избирательного процесса, и подвержен процедуре гласного и открытого мониторинга политическими партиями, депутатами. Процедура избрания членов Совета федерации становится более открытой, более ясной и законной, - заявил в интервью "Известиям" член ЦИК Владимир Лысенко. За последние годы было опробовано около 5 моделей формирования Совета федерации. Центризбирком разработал еще одну, кардинально отличающуюся от предыдущих. Законодательный или исполнительный орган госвласти субъектов предлагает к избранию в ходе прямых выборов кандидатуры, из числа которых избиратели должны выбрать 1 представителя в СФ от законодательной власти и 1 от исполнительной. Если речь идет о кандидатурах от законодательного органа, рассказывает Лысенко, то правом внесения предложений по этим кандидатурам обладают прежде всего депутаты законодательных собраний, политпартии или избирательные блоки, которые были допущены к распределению мандатов. В ЦИК считают, что предоставить право выдвижения вполне можно и региональным отделениям партий, а также инициативным группам избирателей. Или, как это происходит в отдельных субъектах РФ, по представлению в СФ представителя от региона. К примеру, в Москве мэр издал распоряжение об определении кандидатур для назначения в состав СФ. В нем сформулированы минимальные условия для кандидатов (возраст, отсутствие судимости и т.д.). После чего мэр предлагал кандидата для утверждения в Мосгордуму. Такой же канал можно использовать при выборах членов сената, убежден Лысенко. Предложения подаются губернаторам, и только из поступивших предложений они могут рекомендовать избирательной комиссии людей для включения в бюллетень и проведения голосования. Введения ценза оседлости для сенаторов, по словам Лысенко, не планируется. Это, заметил он, не предусматривается федеральным законом "Об основных гарантиях...", кроме того, в Конституции это касается только президента Российской Федерации, для которого ценз оседлости равен 10 годам проживания на территории России. Ничего революционного, говорят в сенате, ЦИК не предлагает. Собственно, одним из первых, кто заговорил о необходимости избирать, а не назначать сенаторов, был нынешний спикер Сергей Миронов. Свою законодательную инициативу на этот счет он представил, еще будучи простым парламентарием. Тогда же, в 1999 году, он получил на нее и отрицательный отзыв правительства РФ. Правительство посчитало процесс избираемости сенаторов слишком затратным - выбирать и сенаторов, и депутатов было тогда неподъемным. К тому же, считали некоторые эксперты, инициатива Миронова требовала внесения изменений в Конституцию, а на это, разумеется, пойти не могли. Да и сейчас ничего не изменилось: Основной закон неприкосновенен. Кстати, в ЦИК считают, что предложенная ими схема Конституцию нисколько не затрагивает. В отличие от Центризбиркома часть нынешних сенаторов считают иначе. Во-первых, предложения ведомства Александра Вешнякова, полагают в СФ, антиконституционны, во-вторых, сенаторов надо выбирать исключительно из жителей региона. Должность члена СФ лоббистская, но лоббировать в палате регионов он должен в первую очередь интересы этого самого региона, а не компанию, на которую в свое время трудился. - Никто не возражает против того, чтобы сенаторы выбирались. Да, сейчас в борьбе за место часто побеждают те, у кого есть деньги, но страна меняется и вместе с ней должен меняться СФ. Если у ЦИК есть интересные предложения, то сенаторы должны иметь возможность их обсудить и внести свои изменения, - заявила "Известиям" вице-спикер Светлана Орлова. - Порядок формирования СФ определен в Конституции - там записано "представительство". А то, что нам предлагают в Центризбиркоме, -это выборы. Тот, кто не видит разницы между этими двумя понятиями, может столкнуться с огромными трудностями в будущем, - убеждал "Известия" глава комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин. - Как можно избирать представителя губернатора? От кого в таком случае избранный получает мандат? От населения, тогда при чем здесь губернатор, а если от губернатора, то при чем здесь выборы и население? Выборы и представительство - два разных института. Если скрестить ужа и ежа, не получится даже метра колючей проволоки. Выборы в сенат можно узаконить только при изменении Конституции. К примеру, в законе о сенате США записано, что в нем присутствует по 2 представителя от штата. А в нашем Основном законе сказано, что это представители от властей региона. Первый, кто обратится в Конституционный суд с желанием оспорить закон, может априори праздновать победу. Другое дело, что губернатора и законодательные органы власти в регионах России все же выбирает население, которое, как предлагается самими сенаторами, может совместить с выборами главы региона и выборы его представителя. Представителя от заксобрания, по предложениям ряда сенаторов, можно было бы избирать из числа уже выбранных депутатов. В СФ убеждены: если будущий сенатор пройдет горнило выборов вместе с губернатором, то в верхней палате ему больше нечего будет стесняться. Да и губернатор уже так просто не сможет от него избавиться. Выборы все же есть выборы. И такой вариант не противоречит Конституции. Сенаторов назначают в основном в Африке и Азии Прямые выборы членов верхней палаты парламентов - явление редкое даже для Европы. Полностью путем прямых выборов формируются сенаты Польши, Румынии и Чехии, а также Совет кантонов Швейцарской Конфедерации. На прямых выборах избирается большая часть членов верхних палат Ирландии, Испании и Италии. Наиболее распространенный способ формирования верхних палат в европейских странах - непрямые выборы. Система назначения действует лишь в Германии и Великобритании. В ФРГ членов бундесрата назначают и отзывают земельные правительства. После упразднения в 1999 году института наследственных пэров назначение стало основным принципом формирования палаты лордов. Предполагается, что из 550 членов большинство будет назначаться на 15-летний срок независимым комитетом, а остальные избираться. Система назначения членов парламента существует в основном в странах Азии и Африки. А также некоторых странах СНГ. Иордания - сенат назначается королем на 4 года. Члены сената могут назначаться повторно. Йемен - 111 членов Совета шуры назначаются президентом. Бахрейн - 40 членов Консультативного совета назначаются королем. Индия - Из 250 членов Совета штатов президент назначает 12. Малайзия - Из 70 сенаторов 40 назначаются верховным главой. Непал - Из 60 членов Национальной ассамблеи 10 назначаются королем, 35 избираются депутатами палаты представителей, 15 - коллегией выборщиков 15 экономических зон. Таджикистан - Маджлиси Милли состоит из 33 членов. 8 из них назначаются президентом. Каждый бывший глава государства является пожизненным членом верхней палаты. Белоруссия - президент назначает восемь членов Совета республики. Столько же, сколько каждая из областей и город Минск. Алжир - треть членов Совета нации назначается президентом. Лесото - в состав сената входят 22 вождя и 11 назначенных членов. Зимбабве - Из 150 депутатов парламента 12 назначаются президентом, 10 - племенные вожди, 8 - губернаторы провинций. Камерун - 30 из 100 сенаторов назначаются президентом. Мадагаскар - 30 из 90 сенаторов назначаются президентом. Руанда - Из 26 сенаторов 8 назначаются президентом, 4 - форумом политических организаций и 2 избираются от университетов и научных организаций. ЕЛЕНА ШЕСТЕРНИНА /НАТАЛЬЯ РАТИАНИ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


