![]() КУРЕХИНА НЕ СТАЛО БОЛЬШЕНа "Кинотавре" отметили день рождения Сергея Курехина - 16 июня ему исполнилось бы пятьдесят лет. К юбилею в сочинском "Зимнем дворце" показали фильм Сергея Дебижева "Два капитана II" (1992) и документальную картину питерского режиссера Владимира Непевного "Курехин". "Кинотавр" не отстает от мировых тенденций - "Курехин" стал не единственной документальной работой на фестивале. Показанный в честь юбилея фильм Сергея Дебижева "Два капитана II", псевдоисторический киноперформанс с музыкой Гребенщикова и Курехина, как нельзя лучше иллюстрирует тезис о том, что документальное кино нет смысла противопоставлять игровому. Из километров хроники не смонтировать истину, Майкл Мур такой же фантазер, как Спилберг, но все-таки гораздо меньший, чем покойный юбиляр Курехин. Документалист Владимир Непевный когда-то был соавтором картины "Как снимался "Брат-2", потом начал изучать архивы - сделал фильмы про братьев Васильевых и братьев Кауфманов, старший из которых известен под псевдонимом Дзига Вертов. Свой новый фильм Непевный вместе с Анастасией Курехиной смонтировал из кинохроники конца восьмидесятых - начала девяностых, наложил запись интервью Курехина и от себя не добавил почти ничего, кроме пары биографических банальностей (была музыка, был Ленин-гриб, была счастливая семейная жизнь). Для полноценного документального фильма 2004 года выпуска этого все-таки маловато, как бы ни блестели с экрана глаза создателя "Поп-механики". Когда бы авторы картины хоть сколько-нибудь позаботились о внятной концепции, "Курехин" мог бы стать нашим ответом главному документальному хиту прошлого Берлина - фильму "Песнь Номи", посвященному музыканту Клаусу Номи, в начале восьмидесятых синтезировавшему нью-вейв и оперу, - фигуре, вполне сопоставимой с Курехиным. Увы, не получилось. За час до "Курехина" в сочинском "Зимнем дворце" показали первую серию документального цикла совсем другого качества - состоялась премьера первой части "Антологии российского кино", сделанной под руководством Марины Труш и Наума Клеймана. Предполагается, что в проекте будет десять серий, на нынешнем "Кинотавре" покажут четыре - они охватывают период с 1908 по 1933 год. Фильм первый, "Зимний сад", рассказывающий о зарождении в России кинематографа, тоже составлен из разрозненных кадров - их, однако, намертво скрепляет закадровый текст, комментирующий эволюцию русского немого кино от балаганного кинолубка до салонной мелодрамы. До конца "Антологии" еще далеко, но есть надежда, что и остальные девять серий получатся не скучнее и станут нашим собственным "Путешествием по американскому кино с Мартином Скорсезе". Проливной дождь, уже несколько дней отравляющий настроение гостям "Кинотавра", лишил публику возможности открыть для себя другой полюс документалистики - из-за ливня зрители не смогли оценить показанный на площади фильм Deep Blue, видовой триллер о жизни обитателей океана. Еще несколько лет назад высокопрофессиональные зарисовки о дикой природе можно было увидеть только на спутниковых телеканалах, но "Птицы" Жака Перрена проложили видовому кино дорогу в кинотеатры - жанр, похоже, успешно развивается и отлично чувствует себя на большом экране. Один из продюсеров Deep Blue, гражданин Германии, издатель и славист Андрей Сикоев приехал на "Кинотавр", чтобы представить свой новый масштабный проект "Сибирь: открой неизведанное" - еще один видовой фильм, который должен продемонстрировать изумленным иностранцам природные красоты, находящиеся к востоку от Урала. По мнению Сикоева, у подобных проектов превосходные прокатные перспективы: именно они привлекают в кинотеатры зрелую аудиторию, равнодушно взирающую на афиши голливудских блокбастеров. /МАРИЯ КУВШИНОВА/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


