![]() ИНДЕЙЦЫ В ПОЗЕ ФАВНАВ Отделе личных коллекций Пушкинского музея открылась выставка "Художники американского Запада. 1830-1940". Горные пейзажи, ковбои и индейцы должны, по мнению организаторов экспозиции, помочь зрителям познать американскую историю и понять истоки американского характера. Выставка организована Художественным музеем Джослина из города Омаха (штат Небраска) и Международным фондом искусства и образования из города Бетезда (штат Мэриленд). А произведения для нее предоставили восемь американских музеев и фондов, чьи названия (кроме Художественного музея Хьюстона - давнего и уважаемого партнера Пушкинского) ничего не говорят даже осведомленным людям. И появление этих названий в стенах ГМИИ им. А.С. Пушкина - одного из самых знаменитых музеев мира - выглядит так же неожиданно, как спортивное соревнование между Москвой и штатом Юта. Ну ладно музеи, на пресс-конференции сама директор Пушкинского Ирина Антонова призналась, что имена почти всех показанных художников, кроме Фредерика Ремингтона и Джорджии О'Киф, ей ничего не говорят, но американские партнеры очень хотели сделать такую выставку, и вот она есть. Американские партнеры в ответ сообщили, что привезли нам показать настоящий, а не голливудский Запад, потому что выставленные художники рисовали ковбоев и индейцев с натуры, а не выдумывали их. Но такова сила иллюзий, изготовленных на фабрике грез, - пейзажи и портреты с натуры выглядят сегодня как живописно неловкие зарисовки Дикого Запада, освоенного ирландским переселенцем Томом Крузом ("Далекая страна") и покоренного ковбоем Клинтом Иствудом (во многих фильмах). Наверное, схожее впечатление было бы у американцев, если бы им привезли, например, картины Василия Перова из серпуховского музея и они не находили бы в нарисованных купцах никакого сходства с Никитой Михалковым в роли Паратова. Исключения составляют разве что картины того же Ремингтона, в которых действительно видна рука мастера и классика американской национальной исторической школы живописи. Что же касается знаменитой Джорджии О'Киф, то ее замечательный "сюрный" натюрморт "Лошадиный череп с розовой розой" 1931 года никакого отношения к живописной документации истории не имеет, а знаменует будущую славу американского изобразительного искусства, наступившую вскоре после 40-х годов прошлого века. Кроме этого есть на выставке еще один замечательный автор - фотограф Эдвард Кертис с серией портретов индейцев и фотозарисовок их быта. На его старых фотографиях индейцы выглядят величественно и значительно, как выглядят на старых фотопортретах все - немецкие бюргеры, английские аристократы и русские крестьяне. На заре фотографии к съемкам относились серьезно, не так, как мы сегодня, позировали редко и для вечности. Но на выставке, к сожалению, показана очень малая часть из внушительного и очень интересного наследия Кертиса. Все остальное - не великое искусство, порой просто забавное. Потому что для художника обычно важна не натура (жизнь коротка), а живопись (искусство-то вечно), и на некоторых картинах американских авторов XIX века индейцы на холме смотрятся столь же живописно и академично, как греческие нимфы на картинах Пуссена, по которым, наверное, эти авторы учились правильно писать. Чем позже написаны картины показанных на выставке американских художников, тем больше у них перекличек с европейской живописью, а не с американской действительностью. И глядя на портрет По Тце (Водяного Орла) Генри Роберта, думаешь не об индейцах, а о портрете Ольги Хохловой раннего и еще прекрасного Пикассо. Но в общем-то не в живописи дело, а в чувствах, которые она вызывает. Американцы любят своих неизвестных миру художников так же нежно, как мы любим своих передвижников, которыми, кроме нас, в мире мало кто интересуется. Прерии, индейцы, ковбои, бизоны, пионеры-колонисты, первозданной красоты ландшафты -- это их родина, их наследие. Пусть оно запечатлено на картинах и без того виртуозного мастерства, которым издавна славились итальянцы, испанцы, англичане и французы. Русские люди должны понять американцев, ведь их светская живопись не намного старше американской. /Ольга КАБАНОВА/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


