![]() КНИЖНЫЕ МАССОВИКИ-ЗАТЕЙНИКИ"Книга - лучший подарок" - считали когда-то в самой читающей стране мира. Сегодня книга - не только лучший подарок, но и лучший вариант самораскрутки и пиара, особенно если эта книга написана политиком к предвыборной кампании. В стране бум политических книг - на прошедшей недавно 16-й Московской международной книжной ярмарке свои произведения представили лидер КПРФ Геннадий Зюганов, экс-генпрокурор Юрий Скуратов, бывший вице-премьер Альфред Кох, мэр Юрий Лужков и зампред думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин. Пишут все! Специалисты в области политического консалтинга связывают увеличение "книжных дел" в начавшейся предвыборной кампании с тем, что их фигуранты наконец поняли: презентация книги - это выгодный рекламный ход. - Это имиджевая акция, и политики осознали, что с книгой у них появляются дополнительные возможности - можно провести презентацию, можно проехать по городам, это перманентная реклама, - говорит Екатерина Егорова, председатель совета учредителей Центра политического консалтинга "Никколо-М". - Здесь срабатывает стадный инстинкт - если три-четыре политика написали книги - значит, другие тоже хотят написать. В первую очередь это, конечно, связано с выборами. Имена известных людей привлекают, но большинство книг - слабые по содержанию, -рассказывает редактор отдела рецензирования газеты "Книжное обозрение" Андрей Мирошкин. По его словам, большинство подобных изданий не пользуется спросом у читателей: - По нашим рейтингам очень редко книги крупных политиков и генералов попадают на первые строчки продаж. Игорь Захаров, глава издательства "Захаров", считает, что многие книги, написанные политическими деятелями, не выдерживают критики. - Это пустые, бестолковые книги, в которых нет ничего интересного и которые не пользуются спросом. Это мартышкин труд и напрасно выброшенные деньги, - считает Захаров. Труды прилизанных хорошистов Видные российские политики не умеют писать интересные книги. Парадоксальная ситуация - тех из них, чьи книги хорошо продаются и пользуются спросом, вряд ли можно отнести к серьезным политическим фигурам. Хотя и к их мнению стоит прислушаться. - Среди этих книг нет ни одной талантливой. Даже первые книги о Ельцине были интересней, хотя в них была все та же русская дурь. Это книги прилизанных хорошистов, отвратительных в своей серости, людей, которым нечего сказать, - считает писатель и лидер российских национал-большевиков Эдуард Лимонов, автор публицистических книг "Другая Россия" и "В плену у мертвецов". Редкое исключение составила книга "Моя война" генерала Геннадия Трошева, выпущенная два года назад издательством "Вагриус" тиражом около 100 тысяч экземпляров. - У нее есть и стилистическое, и информационное своеобразие, -говорит о книге заместитель главного редактора издательства Сергей Максимов. К исключениям дня сегодняшнего можно, например, отнести недавно вышедший в издательстве "Эксмо-Пресс" совместный труд бывшего вице-премьера РФ Альфреда Коха и журналиста Игоря Свинаренко "Ящик водки". Это скорее исповедальный диалог о жизни при советской власти. - Авторы не пишут, а говорят на диктофон. И проговариваются в своем невольном стремлении доказать: мол, каждый год - в общий итог, -написал в предисловии к книге телеведущий Леонид Парфенов. Неоднозначная и яркая фигура Коха, в прошлом героя "книжного скандала", сама по себе может привлечь к книге читательский интерес, хотя элемент политического пиара здесь очевиден. Герой застольных откровенных бесед является креативной душой предвыборной кампании партии СПС, а отрывки из книги публиковались в партийной газете "Правое дело". Столичный градоначальник Юрий Лужков тоже решил найти оригинальный способ довести свою позицию до избирателей: в рамках книжной ярмарки прошла презентация книги "Мэр и о мэре: Юрий Лужков - рассказы. Михаил Щербаченко: "Законы Лужкова", составленной Михаилом Щербаченко - председателем комитета по СМИ Москвы. Политические книги в России: пиши пропало Если в странах Запада издатели предлагают политикам написать книги за хорошие гонорары, то в России политики нередко приносят свои книги в издательство вместе со средствами для их издания. Кто и сколько - в издательствах тщательно скрывают, но подтверждают, что без этого публикация подобных книг коммерчески невыгодна. - Нельзя сказать, что они разлетаются как горячие пирожки. Единственный человек, книги о котором продаются, - это Путин, а книгу главы МИД Игоря Иванова покупают либо студенты, либо специалисты, - сказали "Известиям" в издательстве. Однако в издательстве "Терра", где недавно была издана книга Сергея Глазьева "Как победить бедность в богатой стране", утверждают, что книга оппозиционного экономиста пользуется спросом. Хорошо, по словам гендиректора "Терры" Григория Кожевникова, продавался и предыдущий труд Глазьева "Геноцид" - ее суммарный тираж составил примерно 50 тысяч экземпляров. Но и он признался, что "книги большинства российских политиков коммерчески неинтересны". Философ Александр Дугин, автор нескольких книг на темы геополитики, в свою очередь, считает, что отсутствие популярных книг от политических кутюрье - следствие отсутствия в стране видных политических личностей. -У нас нет исторических личностей, наши политики - это массовики-затейники, которые ведут курсы аэробики. Их книги не для чтения - они как каталог Quelle: купи себе немного патриотизма, либерализма, коммунизма. Монографии переоделись Темы большинства книг скорее подходят для научных монографий, предназначенных для специалистов, а не для широкого круга избирателей. За броскими названиями чаще всего стоит совсем другое. Так, например, произведение зампреда комитета Госдумы по международным делам Дмитрия Рогозина озаглавлено "Мы вернем себе Россию", однако ее содержание - "анализ идеологических документов партий, изъявивших желание пойти на парламентские выборы". Впрочем, редактор книги Людмила Семенова считает ее "интеллектуальной" - такую литературу в издательстве приветствуют. К "интеллектуальной" литературе можно отнести и недавно вышедшую книгу депутата Госдумы Алексея Арбатова "Яблоко и армия", опубликованную "яблочным" издательством "Центр политических и экономических исследований". Посвященная армейской реформе, она явно предназначена для специалистов, однако оформлена в стильных ярких тонах - на обложке автор в камуфляже и логотип партии. "Я бы покривил душой, если бы сказал, что работал над этой книгой три года", - сказал депутат. Арбатов сообщил, что во время предвыборной кампании партия будет выпускать целую серию книг и брошюр своих авторов. Однако "предвыборные" произведения, считает Екатерина Егорова, больше интересны тем, кто профессионально занимается избирательными кампаниями, чем читателям-обывателям: - Все эти книги являются великолепным источником для анализа политика, даже если они написаны спичрайтерами, так как в них всегда есть отпечаток его личности. Американский писатель-политик: от вьетнамской войны до чревоугодия Пока американские политологи спорят, можно ли рассматривать средства, авансированные издательством "Саймон энд Шустер" на раскрутку книги Хиллари Клинтон "Живая история", как взнос в ее избирательную кампанию, ее коллеги по политическому истеблишменту пишут свои "предвыборные труды". Сенатор от Северной Каролины Джон Эдвардс в прошлом году подписал контракт с издательством "Саймон энд Шустер" на книгу о своей работе в качестве адвоката. Его коллега из Массачусетса Джон Керри вместе с историком Дугласом Бринкли трудятся над повествованием под названием "По долгу службы: Джон Керри и вьетнамская война", которое должно выйти этой осенью. Группа сенаторов из законодательного собрания штата Техас написала книгу о своих путешествиях по родному краю и готовится выпустить новую - о путешествии в штат Нью-Мексико. В книге сенаторы расскажут о своих любимых ресторанах и местных достопримечательностях. Один из авторов - сенатор Джон Уитмайр - надеется, что гонорар за книги хотя бы возместит путешественникам расходы на дорогу. /Александр БРАТЕРСКИЙ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати |


