|  ВОЗБУЖДЕННЫЕ СОЛНЦЕМВ город Дженин на Западном берегу реки Иордан вновь введены израильские танки и бронетранспортеры. Идут аресты. Однако ни на минуту не прекращает работу организованная палестинцами Earthstation5, новая пиринговая сеть - система, которая позволяет пользователям Интернета обмениваться музыкой и фильмами. И соответственно не платить за это денег производителям. "Центральная диспетчерская" сети расположена... в лагере беженцев. "Американская Империя Зла объявляет обмен файлами "новым грехом" и обещает сразить всех, кто посмеет встать на этот путь. Мы наносим ответный удар и даем возможность наслаждаться "греховным" обменом всем желающим", - завлекает пользователей Интернета сайт Earthstation5. Для любителей файлообмена это настоящий бальзам на душу. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) ведет жесткую борьбу с пиринговыми сетями, а с недавних пор - и с их пользователями. Первой жертвой RIAA стала 19-летняя студентка колледжа Джесси Джордан, которую суд обязал заплатить RIAA за обмен музыкальными файлами 12 тысяч долларов. В США повестки в суд выписаны уже на 911 пользователей пиринговых сетей. Earthstation5 обещает своим пользователям полную гарантию сохранения анонимности, открывая при этом широкие возможности. Прямо с сервера компании можно скачать полные музыкальные альбомы, фильмы "Терминатор-3" и "Расхитительница гробниц" - роскошь, непозволительная ни в одной американской пиринговой сети. По американским законам это тянет на 25 лет тюрьмы и шестизначные штрафы в долларах. Компьютеры, поддерживающие систему файлообмена и позволяющие всем его участникам видеть друг друга, находятся в окрестностях Дженина. И отцы-основатели сети абсолютно уверены в своей недосягаемости для американской Фемиды. "Нас никогда не преследовали в судебном порядке, - заявил "Известиям" совладелец сети Рас КАБИР. - Не было ни одного судебного исполнителя, который был бы настолько сумасшедшим, чтобы появиться в этом районе. Но если такой найдется, я уверен, он не найдет пути назад". Расу Кабиру 35 лет, он свободно говорит по-английски - большую часть детства провел в Манчестере. Идея создать пиринговую сеть пришла ему и его брату два года назад, когда первая компания, созданная для обмена музыкой и файлами, - Napster - была близка к финансовому краху. Через некоторое время братья легко нашли инвесторов в Израиле, Саудовской Аравии и России. Полученные от них деньги пошли на оплату услуг программистов. Большая часть программ писалась в России. Своих российских спонсоров и работавших с ним программистов Кабир не называет - это коммерческая тайна. Но считает, что для инвесторов это было оправданное вложение. "Мы собираемся выступить с международной системой интернет-аукциона, что принесет хорошие деньги, - говорит Рас Кабир "Известиям". - Наши российские инвесторы почувствовали, что Earthstation5 может принести серьезные дивиденды". Для самого Кабира Earthstation5 - не только способ зарабатывания денег. Это и средство борьбы против попыток американских организаций - RIAA и MPA, Американской ассоциации кинопроката - остановить файлообмен. "Американское законодательство по авторскому праву устарело, - сказал Кабир "Известиям". - Мы считаем, что американцы не вправе диктовать нам, что законно, а что нет. Нас не волнуют их законы и то, что они делают в своей стране. Нас волнуют наши законы". Гражданское законодательство на территории Палестинской автономии находится в ведении палестинской администрации. Принятые ею законы по авторскому праву защищают копирайт палестинцев, но в отношении иностранных произведений, как утверждает Кабир, гораздо более лояльны. Куда больше забот Расу Кабиру и его брату Насеру доставляет сама поддержка сети в столь сложном и по климатическим, и по политическим условиям регионе. "Наши компьютеры установлены в пыленепроницаемой комнате, где поддерживается специальный температурный режим, - сообщил он "Известиям". - В военной зоне работать тяжело и опасно. Но мы стараемся беречь себя и держаться подальше от политики". Как утверждает Кабир, сеть развивается успешно: программы для файлообмена переведены уже более чем на дюжину языков, вплоть до турецкого и китайского, и их скачали не менее 22 миллионов раз. Это ставит Earthstation5 на уровень такого гиганта, каким является американская пиринговая сеть Kazaa. Тем не менее будущее Earthstation5 может оказаться вовсе не столь светлым, как представляется ее основателям. "Мы еще не видели пиринговую сеть, в которой было бы невозможно обнаружить пользователей-нарушителей, - заявил один из руководителей RIAA Мэтт Оппенхейм. - Предлагаемая полная анонимность - рекламный трюк самого низкого пошиба. Они играют на страхах людей, одновременно поощряя их к такому поведению, которое чревато для них очень серьезными последствиями". "В том, что Earthstation5 обеспечивает полную защиту, равно как и в том, что их программы скачали 22 миллиона пользователей, есть сомнения, - сказал "Известиям" главный редактор интернет-издания "Лента.Ру" Антон НОСИК. - Владелец компании дразнит американцев: "Приходите ко мне в Дженин!" Реально самое простое, что можно сделать, - нанять палестинскую полицию, чтобы она с ним разобралась. Это значительно дешевле, чем разбираться в американском суде. В неправовом поле бороться с ним будет в сто раз проще и быстрее, если он будет представлять какую-то угрозу. Он кому-то платит, но у его противников денег больше". "Существуют ли гарантии, что заработанные в этой сети деньги не пойдут на финансирование палестинских боевиков?" - спросили "Известия". "Американского финансирования в Палестинской автономии больше, чем может заработать вся эта система, - сказал Антон Носик. - И если эта сеть будет подрывать основы американского копирайтного законодательства, а к тому же и финансировать боевиков, руководство автономии лишится серьезных источников финансирования. Если президент Буш попросит палестинского премьера Абу Мазена прикрыть эту компанию, Абу Мазен отказаться не сможет. Основателям фирмы только кажется, что у них все так защищено". Сомневается Антон Носик и в существовании у Earthstation5 российских инвесторов. "Я думаю, деньги Рас Кабир получил от американских инвесторов, для которых российские граждане стали ширмой, - сказал он "Известиям" - Просто в России такого бизнеса не существует, у нас таких сетей нет. В Америке же этот бизнес процветает. Например, у сетей Kazaa и Grokster многомиллионные обороты. Владельцы всех этих сетей находятся в постоянном поиске юрисдикций, которые бы позволили обойти американское законодательство по авторскому праву". В то же время многие деятели российского Интернета считают: позиция RIAA ущербна и порождает появление новых пиринговых сетей. "80 процентов рынка аудио и видео держат пять компаний, - сказал "Известиям" редактор интернет-ресурса Newwws.ru Алексей КОВАЛЕВ. - Они же и прилагают наибольшие усилия, чтобы отстаивать свои права. Это монополизм чистой воды. Во всем мире с этим явлением борются. А в звукозаписывающей индустрии в поддержку этих корпораций принимаются законы во всех странах. Поэтому возникает некий элемент борьбы со стороны пользователей, которые говорят: "Ребята, вы же с нас качаете деньги неизвестно за что!". Кроме того, никто не может объяснить, нарушаю ли я права звукозаписывающей компании, если я меняюсь с приятелем кассетами. А если я переписал с кассеты на кассету? Поэтому позиция RIAA довольно шаткая, и пользователи пиринговых сетей с достаточной долей уверенности говорят о готовности защищать эти сети в суде". "Когда-то RIAA выступала и за запрет MP3-плеера как устройства, - сказал "Известиям" Антон Носик. - А до этого в 1983 году RIAA пыталась очень громким судебным иском запретить компании Sony производить видеомагнитофон с кнопкой "запись". В суде представители RIAA говорили, что эта кнопка позволит производить несанкционированное копирование фильмов, защищенных авторским правом. Они проиграли и тот и другой суд. Поэтому большая игра состоит не в том, чтобы дать возможность людям меняться между собой. Она состоит в том, чтобы дать жизнь цифровой музыке. Потому что RIAA, действуя как монополист, задирает цены на музыку в цифровом виде до такого уровня, при котором рынок существовать не может. Цена 1 доллар за один трек означает, что ты, скачивая, тратя свое время, дисковод, собственное пространство, платишь за музыкальный альбом те же деньги, что за физическую сущность, которая называется компакт-диск. А это все-таки бред. Потому что к физическому компакт-диску прилагается конверт. Физический компакт-диск ты можешь дарить, можешь продать. То есть твое право скачать файл не может стоить столько же, сколько стоит этот файл на физическом носителе. А ценовая политика RIAA состоит в том, что может. Если бы RIAA ослабила свои картельные ограничения - а она ослабит - и проводила нормальную ценовую политику, возник бы рынок легального скачивания музыки с оборотом в много миллиардов долларов. Сейчас же пытаются прижать тех, кто высунулся. Но с каждым днем будет высовываться все больше людей, и в итоге сегодняшним монополистам придется действовать рыночными методами". /Наталия БАБАСЯН/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















