![]() ХОЧЕТСЯ БОЛЬШЕГОЕсли сказать честно, то, глядя на ближайшие планы главных музеев страны, радоваться особенно нечему. Конечно, великое искусство на то и великое, что общаться с ним можно всю жизнь, а шедевры на то и шедевры, чтобы любоваться ими часами. Но хочется все же новых и сильных впечатлений - больших проектов, грандиозных выставок и еще не виденных шедевров. Однако ждать всего этого в начале сезона не стоит. Согласно социологическому опросу, 24 процента москвичей проводят свой досуг на выставках и в музеях. Много больше отдыхает в магазинах, много меньше - в казино. Так что статистика доказывает: популярность музеев велика, и прежде всего, думаю, потому, что можно в музей и на выставку пойти с детьми и быть уверенным, что делаешь правильно - проводишь досуг с пользой. Оно, конечно, так, но в музее должно быть еще и интересно. Причем всем, особенно детям, а то когда вырастут - ни за что не придут. А по-настоящему интересно только то, что производит сильное впечатление. Это давно поняли крупнейшие западные музеи, которые как раз и любят большие проекты: чтобы экспонатов было много, чтобы их свозили со всего мира, чтобы название было интригующим, имена участников - громкими, концепция - впечатляющей, а реклама - помпезной. Конечно, большая выставка - большие хлопоты и большие деньги. Но и большая популярность, и длинный "хвост" у входа. Ничего такого впечатляющего в ближайшее время от московских и питерских музеев ждать не приходится. Не говоря уже о музеях других больших российских городов, у которых нет ни славы, ни возможностей музеев двух столиц. Пока в планах я обнаружила лишь три выставки, на которые посоветовала бы сходить не только тонким знатокам и преданным любителям искусства. 1. Мауриц Эшер в Эрмитаже. Голландского графика Эшера знают многие, его визуальные головоломки давно растиражированы в газетах и журналах как иллюстрации к текстам о чем-то парадоксальном. Его альбомы - от копеечных до вполне солидных - лежат в крупных книжных магазинах. Иллюзионист Эшер конструирует невозможное пространство. Смотришь: как будто все в порядке. Вглядываешься - и понимаешь, что нарушены все правила построения пространства на плоскости. Выставка приедет из Голландии в середине сентября. В наших музеях работ Эшера нет, и хотя это не тот художник, которого обязательно смотреть в подлиннике, все равно поглядеть на эти подлинники до крайности любопытно. 2. Борис Кустодиев в Русском музее. Выставку самого эротичного русского художника откроют в конце декабря. В его толстых розовых купчихах много иронии, чувственности и теплоты. Но это - всем знакомый Кустодиев, ранний - тоньше, нежнее и печальнее. В кустодиевских картинах, в его ню-нюшках много не только тела, но и жизни, той витальной силы, от которой на душе становится легко и радостно. 3. "Cubisme - Кубизм - Kubismus" в Третьяковке. Этой выставкой (ее подзаголовок: "Художественный прорыв в Европе, 1906-1926 годы"), которая откроется 4 сентября, музей по праву гордится. Это действительно международный проект: он реализован в сотрудничестве с ганноверским Шпренгель-музеумом, но кураторская идея - наша. Будет представлено 120 работ (70 дает Третьяковка, 50 - западные музеи). Причем имена самые-самые: Пикассо, Брак, Леже, Малевич, Татлин, Шагал. Ганноверский музей привлек к выставке, которая уже была показана в Германии, несколько зарубежных музеев. А вот Третьяковка ни Эрмитаж, ни Пушкинский не привлекла. А первосортного, хрестоматийного европейского кубизма, особенно Пикассо, в этих музеях - на зависть Европе. Если бы наши музеи объединили свои усилия, то выставка могла бы стать крупной звездой на мировом музейном небосклоне. Но это то самое значительное, что мы увидим. Теперь о том, чего не увидим или пока не увидим. Во-первых и в-главных, 30 сентября исполнится 70 лет самому знаменитому за рубежом русскому художнику Илье Кабакову. Насколько мне известно, никто кроме Московского дома фотографии этот юбилей отмечать не собирается. Между тем 15 лет назад эмигрировавший Кабаков - действительно живой классик и очень большой художник. И хотя отношение с родиной и ее музеями у Кабакова не сложились, сделать его большую выставку было бы делом чести. И такая выставка стала бы настоящим событием, сенсацией. Большие события сентября, связанные с отечественным искусством, состоятся в Германии. В Берлине откроется долгожданная и долго готовящаяся выставка "Берлин-Москва", где будет параллельно показано и сопоставлено советско-русское и немецкое искусство второй половины ХХ века. А во Франкфурте - большая выставка советского соцреализма. "Берлин-Москву" в следующем году привезут к нам, возможно, привезут и выставку соцреализма. Но пока большие российские музеи эффективнее и интереснее работают для западного зрителя, чем для отечественного. Конечно, выставки из собственных фондов и запасников - хорошее и верное дело. Но хочется все-таки большего. /Ольга КАБАНОВА/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


