![]() ДЯДИНЫ ВОЙНУШКИВ рамках арт-прокатного проекта "35 ММ" стартовали "Странные сады" Жака Беккера, ставшего известным прежде всего благодаря триллеру 1983 года "Убийственное лето", в котором явила миру всю свою тогда еще совершенную и уж точно никем не повторимую красу рекордсменка по обладанию актерскими "Сезарами" Изабель Аджани. Сами "Странные сады" - зрелище познавательное и даже развлекательное для тех, кто хоть что-то знает про историю прошлого века. Европейские фильмы про Вторую мировую часто оказывались чудными. Даже польские. Меня, например, всегда изумляла тяга поляков, уступивших по военным потерям лишь СССР и Германии, снимать военные комедии типа "Приключений канонира Доласа". Серьезные фильмы про германскую оккупацию Европы и всевозможные сопротивления тоже, за редким исключением, выглядят странно для российского глаза: в Европе была совсем другая война. Одним из знаменитейших фильмов про Вторую мировую остается, например, "Оранжевые солдаты" Пауля Верхувена с молодым Рутгером Хауэром, столь высоко оцененный в Америке, что оба голландца получили приглашение работать в Голливуд. Война в "Оранжевых солдатах" такая: выходит вечерком герой Хауэра в смокинге и бабочке из собственного амстердамского особняка и, расшаркавшись с редкими фашистскими патрулями (Голландия под колпаком у Мюллера), идет на светский раут. А в разгар раута где-то в порту ба-бах! Это герой Хауэра заблаговременно бомбу-свинью немцам подложил. Довольный герой Хауэра, отмечая удачную антифашистскую акцию, раскупоривает бутылочку "Клико". (При этом мы знаем, что и в Голландии бывало сурово, и Роттердам был разбомблен зверски, подчистую.) В "Странных садах" такая же иная война. То, что сведения о массовости французского Сопротивления сильно преувеличены, известно давно. Но в данном случае интересно, как сам режиссер Беккер характеризует свою картину: она - о "легкомысленном подъеме патриотизма в конце войны - на примере дурацкого поступка двух друзей, не желающих, чтобы кто-либо после освобождения упрекнул их в бездействии". Двое друзей обитают в провинциальном городке, где вообще-то спокойнейшим образом бездействуют все, а оккупация неприятна лишь оттого, что нельзя, как прежде, вкусно пожрать, поскольку хорошего мяса не раздобыть. Их дурацкий поступок - бессмысленный, мальчишеский, неожиданно удавшийся взрыв чего-то типа будки стрелочника, в результате которого пострадал свой же французский железнодорожник. Самое интересное начинается потом. Фашисты кидаются зверствовать. То есть вытаскивают из домов на дождь всех мужчин городка, строго на них орут, по списку выкликают четырех заложников и сажают их в глубокую яму. Если через сутки террористы не объявятся, заложников расстреляют. Случается, однако, так, что оба наших героя, устроивших взрыв, попадают в число заложников. Четверо актеров, играющих заложников: известные во Франции и несколько меньше у нас Жак Вильре и Андре Дюссолье (которым лет на двадцать больше, чем надо бы по роли), считающийся комиком Тьерри Лермитт, которого можно обнаружить в каждом втором французском фильме, и подурневший, очень модный год-два назад красавчик из "Пианистки" Бенуа Мажимель. Что, как вы думаете, делают в яме заложники? Начинают: а) качать права в соответствии с Женевской конвенцией, б) переживать, почему лично им так не повезло: взяли их, а не соседа, в) логически выяснять, какая сволочь и в отместку за что выбрала именно их, г) тут речь о двух главных героях: пытаются признаться в содеянном - но им не верят. Злобный охранник-немец в ответ опять-таки орет (нет ничего более жестокого и антигуманного для европейца, когда во время войны на него орут). Но все завершится хорошо, в том числе благодаря другому охраннику-немцу - бывшему клоуну, который развлекает заложников, поддерживая в них волю к жизни. Нет, все-таки тамошняя война была веселой большой прогулкой (см. соответствующую комедию с Де Фюнесом и Бурвилем). "Странные сады", если отвлечься от парадоксов западноевропейских военных кампаний, фильм старомодный и тем в меру приятный. Там есть характеры, забавные эпизоды, неожиданные повороты и пр. Одна из детективных загадок - само по себе название фильма, ведь никаких садов (в английском варианте - "странных", а в оригинальном французском - и вовсе "страшных") в кадре нет. В Интернете можно найти исповедь переводчика фильма, как он мучился по поводу непонятного названия и запоздало понял, что оно адресует к Аполлинеру, каллиграмме "Виноградарь из Шампани": "Я рассылаю повсюду бутыли мои, эти полные хмелем снаряды". Понимать ли так, что если бы не хмель, то герои фильма и вовсе не прониклись бы патриотическими чувствами и игрой в "натуральные снаряды"? Конечно, "Странные сады" демонстрируют нам и то, что такое европейские либерализм и свобода личности. Когда все уважают права друг друга, то и войны настоящей быть не может. Вероятно, ее вообще бы не было, изобрети кто-нибудь к 1939 году игру в пейнтбол: европейские дяди от души наигрались бы в войнушку-аттракцион и не стали бы палить друг в дружку из настоящих автоматов. Другой вопрос: если бы в войну все вели себя как уважающие собственные права французы, кто бы тогда победил Гитлера? /Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


