![]() НЕ ВСЕ ШКОЛЫ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫВсю последнюю неделю школьное начальство Москвы лихорадочно пытается заткнуть дыры в системе безопасности. Между тем дети продолжают массово терять здоровье без участия террористов - просто в результате прохождения нелегкого испытания под названием "учебный процесс". В нескольких школах столицы, осознав, что больного ребенка довольно трудно чему-нибудь научить, начали создавать школы, полезные для здоровья. Как выглядят, из чего состоят и сколько стоят "здоровьесберегающие технологии" в школе, выяснила корреспондент "Известий" АННА ГАРАНЕНКО. "Никакие технологии не помогут, если ребенка обзывают на перемене" Гимназия № 1552 расположена в Южном округе Москвы. Идеей оздоровления детей здесь одержимы уже несколько лет, но только в последний год программа оформилась окончательно. Теперь любой нормальный родитель, чей ребенок ходит в среднестатистическую школу, начинает терзаться "черной завистью", вникая в жизнь везучих гимназистов. Во-первых, дети не портят осанку, таская тяжелые портфели: в классе их ждет второй комплект учебников. Правда, не всех - стопроцентного дублирования учебников школьная библиотека обеспечить пока не может. В таких случаях дети договариваются между собой и носят, скажем, одну математику на двоих - это не преследуется грозными записями в дневнике: "Пришел на урок без учебника". В принципе гимназисты могут уходить домой вообще налегке - лишний груз всегда можно оставить в своем шкафчике, установленном в школьной рекреации и закрепленном за каждым ребенком. В запертом на ключ личном "сейфе" хранятся и другие необходимые крупногабаритные предметы вроде лыж или сменной обуви. Уроков физкультуры в гимназии, как водится, два в неделю. Но проводятся они раздельно - для мальчиков и для девочек в разных тренажерных залах. Пока одни отрабатывают прыжок через "козла", другие занимаются аэробикой. То есть классическая ситуация, когда мальчишки гоняют в футбол, а девочки "болеют" на скамейке, почти невозможна. Двигательные пятиминутки встроены в каждый урок. Каждый педагог привычно прерывается несколько раз, чтобы снять у детей нервное напряжение. Это называется "гимнастика мозга" и совсем не похоже на дедовское "мы писали, мы писали, наши пальчики устали". Специально подобранные упражнения должны подтолкнуть к работе голову - например, можно описывать "восьмерки" сцепленными особым образом руками или найти на щиколотке некую точку и помассировать ее... В этом году начинается еще один психотехнический проект - "Глоток воды". В момент, когда детям надо переключиться на другую деятельность, учитель просит их не спеша глотнуть из маленькой бутылочки, которую они носят с собой (честное слово, помогает - проверено лично). - Дети очень любят упражнение, когда надо поухать совой... Да и это не главное, - уверена Анна Кочеткова, методист кафедры творческих технологий гимназии. - Никакие упражнения не помогут, если ребенка на перемене пять раз обозвали обидным словом. Главное - создать верный психологический климат. Раз или два в неделю половина каждого класса отправляется в кабинет психологической разгрузки. Там их учат не ссориться, решать конфликты миром и трезво относиться к проблемам. У каждого учителя на столе есть памятка - "Сто слов, которыми можно похвалить ребенка". Она всегда в ходу. А в конце года в школе проходит что-то вроде Дня благодарения, когда гимназисты говорят "спасибо" всем, кому хотят, - соседу за одолженный карандаш, учителю за непоставленную двойку, однокласснице - просто так, потому что нравится. "Самый большой стресс - это учеба" Другой вариант школы, полезной для здоровья, обнаружился в 46-й школе на Юго-Западе. Это одна из 12 экспериментальных школ, включенных в оздоровительную программу округа "Дети Юго-Запада". Это пример более "медицинского" подхода. - Мы начали со стоматологического кабинета, - рассказал директор Николай Мансуров. - Периодически обследуем всех детей, пролечиваем их. В прошлом году вся школа прошла так называемый "доврачебный скрининг" зрения - детей проверял окулист. Оказалось, немало ребят находились на грани близорукости, хотя еще не страдали ею. Нам повезло: мы договорились с мамой нашего ученика, теперь по субботам она работает в школе, занимаясь с этими детьми специальными упражнениями. Поголовному обследованию подверглись в школе все позвоночники, как детские, так и взрослые, абсолютно здоровых спин оказалось три. Все остальные с тех пор периодически проходят обязательный курс ЛФК - лечебной физкультуры. Но главное ноу-хау - попытка перевернуть сам способ обучения. - В конце концов мы уперлись в то, что главный стрессогенный фактор это собственно учеба, - рассказал Мансуров. - Учитель - это транслятор, который впихивает в детей знания, причем большинство из этой информации они не будут знать, как применить. Вместо некоторых тем дети делают так называемые "проекты": например, однажды четвероклассники изучали полезность и вредность продуктов на примере меню школьной столовой, а старшеклассники проанализировали здоровье своих друзей, используя простейшие антропологические измерения (рост, вес, объем груди и пр.). В результате дети изучили целый куст смежных предметов, запомнили массу вещей, касающихся здоровья, а оба проекта попали на городскую ярмарку идей. В этом году в школе обкатывается так называемое контекстное обучение, предложенное доктором медицинских наук Владимиром Касаткиным, - способ учить так, чтобы дети знали, зачем и когда им понадобится то, что они учат. Всю первую четверть класс готовится к соревнованиям. Тема, к примеру, "Средневековье". В результате дети учатся быстрее, охотнее и эффективнее. "Хотя это пока еще очень "сыро", в порядке эксперимента", - добавляет Мансуров. А еще в школе № 46 на каждом уроке умудряются говорить про здоровье. Например, решают задачу: "Иван Казеинов не купил зубную щетку и две упаковки пасты, сэкономив для своей семьи 173 рубля. Лечение двух пульпитов стоит двести долларов. Сколько всего денег потратили родители экономного Ивана?" Или такую: "Талия самого тонкого человека на Земле составляет 33 сантиметра. Какой рулеткой нужно измерять талию самого толстого, если она в 8 раз больше?" К десятому классу они знают всю информацию, касающуюся теории здоровья. Значит, есть неплохой шанс, что кое-что застрянет в их головах на всю жизнь и даже перейдет в практику. К сожалению, полезные для здоровья школы пока довольно редки даже в Москве - не каждая может позволить себе медицинские кабинеты, тренажерные залы или хотя бы даже постоянно находящуюся в школе медсестру. Это по силам только тем школам, которые вошли в экспериментальную программу и получили городские деньги или имеют богатых спонсоров. Но совершенно не обязательно вкладывать кучу денег, чтобы учителя проветривали класс, не перегружали детей домашними заданиями, устраивали рекомендованные СанПиН физкультминутки. А за этим в состоянии уследить даже самый рассеянный родитель. /Анна ГАРАНЕНКО/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


