![]() ОНИ НЕ ОТВЕЧАЮТ...Без малого три года спустя после терактов 11 сентября в Америке Россия стала первой (и пока единственной) страной, где оказался возможно то, что произошло вчера с рейсами на Сочи и Волгоград. Впрочем, с утра первой официальной реакцией на эту трагедию стало подчеркнутое избегание упоминания слова "теракт". К примеру, оно не было ни разу упомянуто в утренних и дневных выпусках государственных телеканалов. По информации "Известий", выпускающие там утром и днем исходили из спущенной сверху установки "не упоминать в эфире слово "теракт". В Америке замахнулись на ЦРУ Не упоминать - даже в качестве предположения. Еще до выяснений обстоятельств. Еще до того, как представитель ФСБ заявил в экран: главной версией считает версия "нарушения правил пилотирования". И даже вопреки простому математическому факту, что вероятность одновременной "технической" авиакатастрофы - даже меньше, чем статистическая вероятность того, что именно на ваш конкретный дом в конкретное время упадет метеорит. Лишь к вечеру госканалы осмелились предположить то, о чем любой обыватель говорил с утра. С самого начала было впечатление, что не только прошла команда, как минимум, не муссировать тему теракта, но и ни в коем случае не увязывать произошедшее с выборами 29 августа президента Чечни. Короче говоря: "Что случилось с самолетами?" - "Они упали". О том, что власти отдают отчет в крайней серьезности произошедшего, свидетельствовало то, что Владимир Путин вчера срочно вернулся в Москву из Сочи, прервав отпуск. Накануне ночью он отдавал первые распоряжения по расследованию произошедшего. 26 августа его указом объявлено днем траура. А после проведенного им совещания в Кремле с "силовиками" уже генпрокурор Владимир Устинов дал понять, что именно теракт рассматривается основной серьезной версией. Однако есть почти стопроцентная уверенность, что ни это признание, ни расшифровка "черных ящиков", подтверди она версию взрывов, ни даже признание того, что трагедия имеет либо "чеченский след" (а изучив списки пассажиров, можно легко, например, убедиться в наличии в обоих списках нескольких "кавказских" фамилий), либо даже "аль-каидовский след" - это не решит главной проблемы. Главная же проблема в том, что вся система государственных служб, отвечающих за безопасность страны и ее граждан, нуждается в коренной и гласной перестройке. Но власть на нее пойти не готова, а общество не готово от нее это потребовать. Вернее: власть не готова, потому что общество не готово… За три года после терактов 11 сентября многие страны извлекли уроки, предприняв колоссальные шаги по реформе служб безопасности, в первую очередь в аэропортах. В тех же США это сопровождалось работой нескольких общественных комиссий, подвергнувших спецслужбы столь придирчивой ревизии, что это может стоить президенту Бушу переизбрания на второй срок. Замахнулись уже на "святое" - на самое ЦРУ. Преобразования же, произведенные в американской (и европейской) гражданской авиации, огромны. Хотя над некоторыми нововведениями наши люди посмеиваются - к примеру, над правилами просвечивать подошвы ботинок пассажиров. Конечно, наши бюджетные возможности не сравнить с американскими. Нельзя и сказать, что у нас совсем ничего не делалось. Безопасность в аэропортах и других общественных местах укреплена (хотя, если уж по большому счету, они остались столь же "совковыми", при системно "совковом" отношении персонала к своим служебным обязанностям). Объем выделяемых спецслужбам средств также растет год от года. Причем - сразу на десятки процентов. Усиление позиций "людей в погонах" ощущается буквально во всех сферах жизни. Однако нельзя сказать, что с усилением этих позиций параллельно (и пропорционально) растет уверенность граждан в своей безопасности. Скорее наоборот - возрождение силы спецслужб периодически оборачивается их неспособностью выстроить систему, работающую именно на безопасность граждан, а не на исполнение политических пожеланий власть предержащих. Почему, к примеру, оказался возможен захват 700 заложников "Норд-Оста" в Москве? Почему до сих пор возможны массированные (по несколько десятков человек) рейды чеченских и прочих бандитов вглубь России, как недавно в Ингушетию? На подобные ответы никто, по сути, не дает гласных и внятных ответов. Хотя виновников (как в Ингушетии), с подачи президента, и наказывают. Ответов нет не столько по причине некоей "злокозненности" власти - любая власть склонна "замыкаться" в себе. Их нет потому, что общество их не требует. Парламент, где правит конституционное большинство "единороссов", их не требует тем более. И все более четко прослеживается закономерность: чем больше неудач и просчетов в работе спецслужб, чем больше средств закладывается в бюджете очередного года в раздел "национальная безопасность", тем дозированнее выдаваемая стране информация из этих ведомств, об этих ведомствах и о том, как эти ведомства тратят эти деньги. Между прочим, зря. А вдруг страна подсказала бы что-нибудь путное. А вдруг - вместе со страной - можно было бы в разы усилить бдительность, стало быть, безопасность? Любопытно, что даже в Кремле, в окружении Путина неофициально признают факт почти полного развала среднего звена спецслужб. Но за этим признанием не следует никаких действий. Говорят, даже за Ингушетию отправили в отставку не тех, кто был причастен к тому, что город оказался не готов к захвату. Говорят - тоже в кулуарах… Радикальную перестройку спецслужб можно было затевать по горячим следам взрывов домом на Каширке, она назрела после трагедии Дубровки, и уже опоздала после захвата боевиками Назрани. Сегодня проблема выглядит вопиющей. А информационный паралич после каждого ЧП - верная предпосылка к тому, что будут новые теракты. От законов до бюджета В среду депутаты Госдумы дружно признали: теракт был. Но средство противодействия видели одно: нужны новые законы. Главный - "О противодействии терроризму" (над ним работают Минюст и ФСБ). Сейчас действует закон "О борьбе с терроризмом" от 1998 года. Этот документ уже не адекватен реальности. Говорят, новый закон может быть принят в конце осени. Другим шагом может стать форсированное введение в паспортах биометрических параметров (западные страны уже внедряют такие документы). В конце весенней сессии Дума обратилась к президенту с просьбой ускорить процесс разработки предложений. Теоретически, американский опыт использования биометрики как "системы идентификации, учета и регистрации" может прижиться и в российских аэропортах. Но пока совершенно не ясно - когда. На сегодня главным "антитерроистическим законом" станет бюджет-2005 года. Минфин заложил увеличение расходов на национальную безопасность на будущий год на 26 % по сравнению с 2004-м (общий объем 388,2 млрд руб.). Теперь у парламента появляется повод еще больше увеличить этот процент. - Чем хуже работают спецслужбы, тем легче они получают дополнительные права и финансирование, стимула работать лучше у них нет, - считает руководитель исследовательской группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин, - Можно прийти в Госдуму и сказать: смотрите, что происходит, для борьбы с террором нам нужны права прослушивать телефоны без санкции, задерживать без суда подозреваемых в терроризме на месяц. Если кто-то будет против, скажут, что он враг безопасности. Складывается впечатление, что нас осознанно подводят к этому рубежу. Не хочу быть голословным, но если за 5 лет реализации программы "мочения в сортире" не могут найти одного одноногого человека на территории 100 на 150 километров, значит, это не нужно. Никого из руководителей спецслужб до сих пор не отставили. Власть загнали в безвыходную ситуацию: или она открыто выскажет претензии к спецслужбам, или оказывает им поддержку и вместе с ними автоматически становится их заложницей, что рано или поздно приведет к конфликту с обществом. В бюджете на 2005 год расходы на все силовые структуры составят 30%. На что идут эти деньги, если безопасности больше не становится? - Претензии о том, что должны быть более четко прописаны все правила обеспечения безопасности, это вопрос не к Думе, а к работе всех правоохранительных органов. Насколько системы безопасности авиатранспорта отвечают международным нормам, - говорит "Известиям" Михаил Гришанков, первый зампред комитета Думы по безопасности, - На своем опыте могу сказать: в ряде аэропортов страны порядка немного. Вот сегодня мне рассказали, что в аэропорту Сочи полный бардак в области обеспечения безопасности полетов. Нашим согражданам неприятно летать в США, где заставляют при досмотре снимать обувь. Я не говорю, что подобное должно быть и у нас, но безопасности много не бывает. Самый простой путь - весь сдаваемый багаж должен проходить спецконтроль, как это делается во многих странах. Он весь должен проходить через детекторы, сканеры. У нас не во всех аэропортах есть такая техника: багаж сдается, а проверяется только ручная кладь, - говорит Гришанков. Политического пиара на этот раз не будет На этой трагедии нагреть руки политикам не удастся, считают эксперты. - Да, попытки раскрутить идею "российского 11 сентября" будут, вспомнят и про "черный август", которого в очередной раз не удалось избежать, но придать катастрофе статус "долгоиграющей" темы не удастся, - заявил "Известиям" директор Центра политической конъюнктуры Алексей Симонов. - Этим летом были гораздо более мощные информповоды, та же монетизацитя льгот, и мы видели, что ни одна партия, заявляющая о своей оппозиционности, не смогла разыграть эту тему. Ожидать ограничений гражданских свобод, на которое пошли США после 11 сентября 2001 года, тоже не стоит. - Нужно сразу отсечь идею "российского 11 сентября": во-первых, не тот масштаб, во-вторых, Россия более привычна к терактам, как это ни цинично, - заявил "Известиям" первый заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко. - Если это теракт, то можно и нужно говорить о провале системы безопасности в аэропорту, но объявлять еще раз войну террору.... Наши силовики и так обращаются с гражданскими правами куда более вольно, чем американцы, а степень недоверия общества к отечественным спецслужбам столь велика, что какие-то новые ужесточения были бы непродуктивными и неоправданными "Основопологающий правовой акт в области авиационной деятельности - Воздушный кодекс РФ - не содержит разделов, регламентирующих вопросы госконтроля в области безопасности полетов, - сетует "Известиям" зампред комитета СФ по обороне и безопасности, заслуженный летчик России Василий Ключенок. Единого органа, ответственного за состояние безопасности полетов, в гражданской авиации нет". Сейчас безопасность полетов регулируется 30 законами, около 50 постановлениями правительства, и более 100 ведомственными инструкциями. Само понятие безопасности, убежден Ключенок, размыто. По его мнению, нужен единый государственный федеральный котрольный орган, который будет следить за безопасностью полетов всех видов авиации. Содержание такой службы обойдется государству примерно в 50 млн. рублей в год, однако, по словам, сенатора, ущерб от катастроф сейчас равен 5 -6 млрд. рублей в год. Не говоря уж о жизнях. В гражданской авиации в результате катастроф за 1992-2002 годы погибло 1834 человека. "Во всех аэропортах страны - низкий уровень безопасности" Валерий ДРАГАНОВ, председатель комитета Госдумы по экономической политике уже выступил с радикальной инициативой - из всех нынешних авиакомпаний создать единую госмонополию. Вот как он мотивирует это в интервью "Известиям": - Главная проблема в том, что сам авиабизнес неправильно структурирован, он хаотичен, в нем остутствуют консолидированные финансовые потоки для обновления фондов. В стране более сотни кампаний, у некторых - по полторы старые машины, ремонтирующихся кое-как. Они покупают сертификацию, завышают моторесурс, не могут набрать квалифированные кадры - но по закону они могут работать на этом рынке. - Эксперты признают, что аэропорт "Домодедово" - один из лучших в плане безопасности. Вы как депутат много летаете в командировки. Как по стране с системой безопасности? - Во всех аэропортах страны - низкий уровень безопасности. Особенно, в залах официальных делегаций (ВИП-залах), которые считаются "купленным" проходом. Для всех должны быть одинаково жесткие требования. - Нужет отдельный закон об авиабезопасности? - Я вижу необходимость ревизии законодательства и поиска возможностей для консолидации ресурсов, чтобы создать несколько укрупненных кампаний (вместо сотни нынешних - "Известия") под патронажем государства. Главный приоритет - обеспечение безопасности от террориста, головотяпа-чиновника или плохого двигателя самолета. А можно написать еще и закон "Об авиационной безопасности", где написать, что пассажиры при досмотре должны снимать нижнее белье. И люди будут это делать - жизнь дороже. Но этот закон будет чисто декларативным, нужно действовать только экономическими рычагами. "Вряд ли произошедшее можно назвать случайным стечением обстоятельств - видимо, не обошлось без вмешательства тех сил, которые летели в этих самолетах" - председатель комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. "Я думаю, у нас в стране действует хорошо организованное террористическое подполье, которое и осуществило эту тщательно продуманную операцию" - депутат Госдумы Геннадий Гудков. "Нужны жесткие меры - демократия должна быть на выборах, а между выборами должен быть строгий порядок" - вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский. /ОТДЕЛ ПОЛИТИКИ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


