![]() НЕТРЕБКО УСТРОИЛИ ТЕСТ "НА ПРИМАДОННУ"В этом году мировая звезда с мариинскими корнями Анна Нетребко не поет ни в одной из постановок Зальцбурга, ограничившись участием в двух концертных исполнениях опер, что, впрочем, не мешает всем местным журналам помещать на свои обложки ее роскошные фотографии. В первой половине фестиваля молодая дива выступила в "Войне и мире" Прокофьева. Затем последовали "Капулетти и Монтекки" Винченцо Беллини, где Нетребко триумфально исполнила партию Джульетты. Из Зальцбурга - обозреватель "Известий" ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА. Оперу "Капулетти и "Монтекки" Беллини пришлось написать меньше чем за два месяца - таковы были условия контракта с театром "Ла Фениче". Чтобы не терять время, он использовал в ней кое-что из ранее написанного. Может, поэтому, а может, почему еще, швы между разными стилями в опере довольно заметны, и музыку то и дело бросает от легкомысленного "ум-ца-ца" в духе Россини и фирменной беллиниевской сентиментальной мелодичности к сложному, драматургически насыщенному музыкальному тексту, которому недалеко и до Верди. Впрочем, наше время как раз готово углядеть в подобной эклектике своеобразную пикантность, особенно если в музыкальном исполнении гарантированы точность, хороший вкус и немного иронии. Таковые качества на концертном исполнении в Зальцбурге демонстрировал маэстро Айвар Болтон, стоявший за пультом камерного зальцбургского оркестра "Моцартеум". Что касается эмоций, то их обеспечивали исполнители партий главных героев - а ими, несмотря на название оперы, все-таки являются привычные нам Ромео и Джульетта - у них и основные арии, и лучшая музыка. По сравнению с шекспировской влюбленная пара в версии Беллини и его знаменитого либреттиста Феличе Романи - немного попрагматичнее: Ромео хочет жениться на Джульетте в первую очередь для того, чтобы замириться с враждебным и агрессивным семейством, угрожающим ему кровной расплатой. А Джульетта тоже в целом готова покориться папе и выйти замуж за Тибальда. Если бы не хитроумный патер Лоренцо, придумавший всю эту запутанную историю с летаргической смертью, то жить бы ей и добра наживать. Однако кончается все так же плохо, как у Шекспира, и предсмертная сцена Ромео и Джульетты в склепе поражает лаконизмом и совершенно неоперной реалистичностью - она уж точно ниоткуда не списана. Обе главные партии Беллини, по модам своего времени, поручил женским голосам. Таким образом, партнершей Нетребко оказалась итальянское меццо Даниэла Барчелона с мощным темпераментом и сильным, но грубоватым и однообразным голосом. На ее фоне все достоинства российской звезды выглядели еще более выпукло. Так что если в "Войне и мире" помимо Нетребко для слушателей был как минимум еще один магнит в виде Гегиева, то уж в опере Беллини мариинская красавица царила единолично - ни Болтон, ни Барчелона не могли составить ей заметной конкуренции. Предоставив Нетребко эту выигрышную партию, фестиваль, с которого два года назад начался головокружительный взлет певицы (после партии Донны Анны в "Дон Жуане" Моцарта), устроил теперь ей нечто вроде бенефиса. Белькантовая партия Джульетты действительно идеально подходит к звонкому и чистому голосу Нетребко, который, по едкому утверждению местной прессы, действует на меломанов получше любой виагры. А уж как эта партия подходит к ее внешности! Внешности Нетребко, а также всяким сопутствующим обстоятельствам, вроде страсти к шопингу, здесь, надо сказать, посвящены километры публикаций. В забавном тесте на "примадонистость", опубликованном зальцбургским журналом Festspiele, Нетребко занимает второе место после Анжелы Георгиу, обогнав Весселину Казарову, Кариту Маттилу, Рене Флеминг, Чечилию Бартоли, Стефанию Бонфаделли и, понятное дело, "рубенсовскую женщину" Дебору Войт - у всех у них журнал оценивал не только голос, но и фигуру, обаяние, сценический темперамент и умение подать себя в качестве примадонны. Еще один повод для местных волнений по поводу La Netrebko (приставка La, с которой принято произносить фамилии оперных див, означает, что ее фамилия стала именем нарицательным) - ее статус оперной поп-звезды. Свои арии Нетребко в последнее время поет не только на престижных оперных сценах, но и в самых неожиданных местах. Сейчас снимается в качестве певицы в голливудском фильме "Дневник принцессы-2" с Джули Эндрюс в главной роли. До этого сделала несколько оперных клипов для MTV, которые потом выпустила на DVD под названием "The Woman. The Voice". Перевести можно как "Женщина с голосом", а еще лучше - "Женщина, которая поет". Но хоть страсти вокруг Нетребко и кипят не хуже, чем у нас - вокруг Волочковой, сравнивать этих двух персонажей как-то не приходит в голову, при всей своей гламурности Нетребко, слава богу, остается профессионалом высшей категории. На концертное исполнение Беллини она, конечно, явилась в феерическом открытом зеленом платье с золотой вышивкой по подолу, которым не преминули восхититься рецензенты, но помимо него продемонстрировала поразительную музыкальность, редкой красоты голос и бесконечное разнообразие его оттенков. А там, где совершенство продемонстрировать не удалось (не секрет, что Нетребко не слишком любит высокие ноты), сделала все, чтобы отвлечь слушателей от этой маленькой неприятности. Ну что ж, зато здесь, на первом фестивале мира, ей и ставят такой высокий балл за "примадонистость". /Екатерина БИРЮКОВА/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


