![]() ОТДАЙТЕСЬ САДАЛЬСКОМУМосковской публике наконец-то представили спектакль Нины Чусовой "Отдайтесь гипнотизеру", который довольно долго обкатывали в провинции. В главной роли - Станислав Садальский. "Отдайтесь гипнотизеру" - спектакль летний. Его нужно смотреть в перерыве между прогулкой по парку и вечерними посиделками в открытом кафе. От этого спектакля можно получить удовольствие. Ведь многие уже забыли о Станиславе Садальском как о театральном актере, только с любовью иногда просматривают фильмы Рязанова с его участием. А вот он, вышел на сцену, машет советским флагом, готов смешить, и это у него получается. И очень даже ходит на него публика. Сюжет: забулдыга муж (Станислав Садальский) спрятал куда-то по пьяни деньги и теперь не помнит. Стыдится, но хорохорится - глядит на супругу с достоинством дауна. Жена (Ольга Богданова) пригласила гипнотизера, тот ввел дядю в транс, и он под гипнозом вспомнил, где деньги. Но жена на этом не остановилась: выведала у него, беззащитного, все тайны - и про измены, и куда деньги дел, и почему на заду ожог. Оказывается, не горел он в танке, а подшофе на костер голым задом сел. И много-много еще тайн у этого неприметного на вид мужчины. Потом гипнотизируют жену. И она, как выясняется, не без греха. В общем, представьте: приходит какой-то человечек, делает пару пассов, и вот между вами и вашей женой нет больше никаких тайн. Что дальше? Только развод. Поэтому гипнотизер делает так, чтобы память у обоих отшибло. И семейная пара, оставшаяся в неведении, вновь счастлива, ведь "познания умножают скорбь". Пьеса ученика Николая Коляды Василия Сигарева - смешная (кстати, называется она "Детектор лжи"). Драматург, конечно, выводит на сцену своих любимых провинциальных маргиналов: на этот раз объектом художественного исследования стал алкоголик. Но, в конце концов, о чем хочет, о том и пишет. И, по заветам классика, "милость к падшим" призывает. В спектакле есть моменты, где зритель должен проникнуться состраданием к женщине, у которой столь тяжкая доля - даже в роддом за ней муж не приехал (не говорю уже о том, что с крановщицей ей изменял). Сочувствовать надо и мужчине - он ведь хоть и пропойца, а тоже тварь божья. В моменты, когда зал должен прослезиться, звучит лирическая музыка, луч света выхватывает исстрадавшееся лицо мужа или жены, и в зал несутся слова о тяжкой доле. Эффект - ровно тот, которого хотели создатели спектакля. Конечно, режиссер прав, что не мудрствовал, конечно, актеры правы, что шутили на темы "ниже пояса". И эта антрепризная продукция вышла гораздо удачней, чем, скажем, проект того же рода - "Имаго" с Анастасией Вертинской в постановке Чусовой. В том смысле, что здесь замысел абсолютно совпадает с результатом. Модная, современная (et cetera) Нина Чусова поставила спектакль, где на сцене простодушно, без затей, пукают, острят так - "меня на них вырвало", где звучат песни Пугачевой и музыка Таривердиева из "Семнадцати мгновений весны", где все происходит на фоне недорогих занавесок, а в конце нам поют "Мир не прост, совсем не прост". Может, это стилизация под наивный театр? Ну, легкая усмешка, добрая ностальгия? Какой дурак поверит, что Чусова сама умилялась, глядя, как в финале спектакля над сценой порхает надувной олимпийский мишка? Что она кричала актерам: "Не верю!", когда жена, склонившись над мужем, причитала: "Боря, не оставляй меня на этой земле"? Нет, это не стилизация. Это умение создать продукт для людей, которые находятся в другом, нежели сама Чусова, художественном времени. "Отдайтесь гипнотизеру", который только сейчас пришвартовался к Москве, до этого побывав в провинциальных городах, Чусова могла бы сделать и сейчас, и потом, и всегда. Диапазон Нины Чусовой внушительный: от антрепризной штучки со всей необходимой пошлостью и легкостью до спектаклей на лучших сценах Москвы, после которых пресса начинает ворожить: "культовая, лидирующая, всесокрушающая, примиряющая поколения..." А что, собственно, удивительного? Хотите цыганочку - платите деньги, спляшу. Хотите, чтоб президент на премьеру заглянул? Так пьесу Островского "Гроза" деконструирую, такое наворочу, сто концепций в один спектакль вгоню, звезд займу, таких интервью надаю... Что, скажете, я не талантлива?.. И ведь никто так не скажет, никто душой не покривит. Все-таки свести к минимуму режиссерское самолюбование, подладиться под любой вкус сумеет не каждый. Нет-нет, да и протащит что-нибудь не соприродное спектаклю и всей затее, фирменное клеймо поставит - мол, сделал это все я, а не кто другой. А здесь - такое мастерство самоустранения. Есть у Нины Чусовой шапка-невидимка. /Артур СОЛОМОНОВ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


