![]() КАСЬЯНОВ ПОЙДЕТ ИЛИ В БИЗНЕС, ИЛИ НА ВЫБОРЫЯ жив, здоров, встречаюсь с российскими и зарубежными политиками, предпринимателями, формулирую сейчас то, чем буду заниматься в недалеком будущем: конце сентября - начале октября. Это будет либо бизнес, либо общественная деятельность. Я не вижу себя на госслужбе, за исключением, может быть, выборных должностей. Об этом заявил экс-премьер Михаил Касьянов на встрече с журналистами, которая стала его первым публичным появлением после февральской отставки. В мэры и в депутаты? На назначаемые должности больше не пойду, сказал Касьянов, не уточнив, правда, зовут ли его на такие должности и какого уровня. По весне ходили разные разговоры, вплоть до того, что он поедет представителем от России в Брюссель. То есть буквально на то место, с которого уехал в Москву нынешний премьер Михаил Фрадков. Правда, это больше походило на шутку. Не уточнил Касьянов и другой вопрос: какие избираемые должности он готов рассматривать. Бывший премьер лишь заметил, что "все это - вопрос 2007 года", когда начнется большой избирательный цикл. В 2007 году должны пройти выборы в Госдуму и выборы столичного мэра, плавно перетекающие в выборы президента в 2008-м. От предположения, что он собирается он баллотироваться в президенты, Касьянов яростно открестился, а вот от ответа на вопрос о Думе плавно ушел. Между тем всем желающим стать депутатом Госдумы следующего созыва, видимо, придется в ближайшие пару лет вступить в какие-либо партийные ряды - Кремль может принять решение похоронить мажоритарную систему, полностью заменив ее выборами по партспискам. Однако и при таком раскладе перспективы Касьянова выглядят туманно. Неплохим вариантом политической реинкарнации было бы лидерство в правоцентристском крыле "Единой России": он узнаваем (и, в общем, не ненавидим) внутри страны, пользуется уважением за рубежом, является носителем ценностей рыночной экономики и разумного вмешательства государства в нее. Но тогда почти всех нынешних лидеров ЕР нужно уводить влево, что будет означать резкое усиление этого крыла с его одновременным "покраснением", что сегодня никому не надо. Кроме того, Касьянов и на премьерской позиции не пользовался безграничным доверием президента, не имел репутации "его человека", значит, и на партийном поприще будет чужеродным элементом. Это также ослабит позиции правого крыла, которое и сегодня больше мифологическое. Хотя сам Касьянов напоминает: президент "сказал о важности многопартийности", и теперь "важно, как это будет развиваться". Говорили, что они не прочь видеть Касьянова своим лидером, правые. Но пока он не дал согласия возглавить ряды СПС и вряд ли согласится в будущем - это партийное движение ушло в прошлое, как ни тасуй лидеров. А Касьянов вряд ли считает свою карьеру завершенной. Что касается должности столичного мэра, то и здесь перспективы Касьянова радужными не выглядят. Действительно, с президентских выборов по Москве ходят слухи, что "Кремль заставит Юрия Лужкова уйти" и "осенью проведет досрочные выборы". Все насторожились, когда пошли разговоры про якобы болезнь столичного мэра и сообщения об активной экономической деятельности его супруги. Но, во-первых, пока нет, увы, ни одного действия, подтверждающего "отставленческие" намерения Кремля (хотя недовольство столичным мэром становится все более заметным), за исключением, пожалуй, активизации общественных организаций, которых раньше вовсе видно не было. Во-вторых, основным претендентом на мэрское кресло называют отнюдь не Касьянова, а полпреда в Центральном округе Георгия Полтавченко. Да и вряд ли Касьянову позволят взять в руки многомиллиардный столичный комплекс. В банк и в Европу? Здесь сразу вспоминается недавний телесюжет о том, что за рубежом к Касьянову якобы "появились вопросы" по поводу его прежней деятельности. Особенно насторожило всех, что сюжет появился на госканале. Но реальных обвинений не последовало, а сам Касьянов говорит, что такие вещи - особенно без фактов и доказательств и на госканале - "недопустимы". "Страна должна уважать себя", особенно когда речь идет о должностных лицах такого уровня, полагает он. Сам Касьянов заверяет, что у него "нет проблем с трудоустройством", и говорит о "трех опциях", которые сегодня рассматривает. Но в деталях согласен говорить только об одной - создании банка по типу Европейского банка реконструкции и развития, но на просторах СНГ. Касьянов считает: чтобы активизировать инфраструктурные проекты на постсоветском пространстве и превратить Россию в настоящий мост между Евросоюзом и СНГ, необходимо создать с участием стран ЕС, СНГ и России новую финансовую структуру с уставным капиталом в 5-6 млрд евро, которая могла бы кредитовать "длинные" и дорогие проекты, на которые не готов идти частный бизнес. К ним экс-премьер относит прежде всего транспортную инфраструктуру - авто- и железные дороги, трубопроводы. Касьянов называет это "мини-Всемирный банк". Почему нельзя использовать существующие институты? Потому что влияние России в них ничтожно. Президент идею созданию банка поддержал, сообщил Касьянов, дав поручение правительству проработать вопрос. "Мы должны поставить целью объединение России и ЕС", - говорит Касьянов, имея в виду не столько членство в единой организации, сколько единые правила функционирования экономик, подходы, наконец, общие ценности. Вместе с тем есть опять же определенные сомнения в том, что, во-первых, такая структура будет создана (поскольку она подразумевает большую заинтересованность как минимум нескольких ключевых стран Евросоюза и СНГ), а во-вторых, ее сможет возглавить Михаил Касьянов. На столь ответственные проекты, показывает опыт последних лет, находятся иные ответственные руководители... В Кремле и в Белом доме Касьянов отказался давать оценки работы нынешнего правительства, он считает, что необходимо подождать до осени, когда в Думу поступят бюджетные законы, станут понятны основные направления денежной политики, а также станет ясно, будут ли приниматься решения об избыточных функциях ведомств. Пока же, считает бывший премьер, это скорее реформа структуры правительства, а не административная. Что касается последней, то президент одобрил идею трехуровневой системы власти и разделения функций ведомств еще 3 года назад, когда Касьянов и представил ему доклад о структуре исполнительной власти. Правда, в окружении Путина все эти годы сетовали, что сам Касьянов делал все, чтобы реформа так и не началась. Но, с другой стороны, ему бы все равно вряд ли позволили провести ее. /Светлана БАБАЕВА/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


