![]() НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ЕС РАСКОЛОЛА "ОБЪЕДИНЕННУЮ ЕВРОПУ"Саммит ЕС в Брюсселе утвердил текст новой европейской Конституции. Но большинство участников встречи вернулись на родину недовольными "историческими и чрезвычайно важными для всего Евросоюза решениями". Теперь окончательный текст Конституции жителям Европы предстоит принять в течение двух лет. В большинстве стран пройдут общенациональные референдумы, но в ряде государств для утверждения Основного закона будет достаточно одобрения парламента. "Это хорошая Конституция для Европы, а значит, она будет хорошей для Франции", - сказал после завершения саммита президент Жак Ширак. Однако "историческое" заявление Ширак произнес с таким мрачным лицом, что журналистам стало ясно: настроение у хозяина Елисейского дворца далеко не праздничное. Тем не менее, согласно опросам общественного мнения, 66 процентов французов готовы на референдуме поддержать Основной закон ЕС. Совсем иначе выглядит ситуация в Великобритании, где, как свидетельствуют опросы, "более 90 процентов жителей не хотят подчиняться европейской Конституции". А большинство политических партий называют позицию премьер-министра страны Тони Блэра, поставившего подпись под документом, "предательством национальных интересов". Так что благополучно "протащить" Конституцию ЕС через референдум, как планировал ранее глава правительства, лейбористам будет весьма непросто. С аналогичными проблемами столкнется Варшава. Попытки премьер-министра Польши Марека Бельки назвать результаты брюссельского саммита "эффективной защитой польских интересов" эксперты считают "неубедительными". Многие критикуют правительство, которое так и не добилось включения в текст Основного закона ЕС преамбулу о "христианских корнях Европы". Это может повлиять на итоги референдума по Конституции Евросоюза. Особенно после того, как "разочарование" новой редакцией документа выразил Ватикан. Не устраивает "брюссельское соглашение" победителей выборов в Европарламент - христианских демократов в Германии и оппозиционную Народную партию Испании. Ожидаются проблемы с утверждением Конституции ЕС и на референдуме в Италии. Тем не менее и противники, и сторонники евроконституции признают: премьер Ирландии Берти Ахерн, который председательствовал на саммите, проявил "чудеса дипломатии и знание психологии". Встречи европейских лидеров в Брюсселе обычно проходят в огромном, рассчитанном на 150 человек зале. Причем участники саммитов из-за размеров помещения часто не могут рассмотреть выступающих "вживую" и видят их только на экранах мониторов. На этот раз Ахерн изменил порядок работы саммита. Он свел к минимуму все обсуждения, которые проходили в большом зале, и перенес основную часть переговоров в небольшие комнаты. Этот шаг придал брюссельской встрече "камерный" характер и способствовал "укреплению доверия между участниками". Практически до самого конца саммита судьба Конституции оставалась неясной. Ситуация стала критической, когда за несколько часов до завершения встречи 12 небольших и средних государств Евросоюза во главе с Чехией потребовали увеличить свое влияние на процесс принятия решений в ЕС. А Ширак и Блэр публично обменялись колкими заявлениями. Досталось от Блэра и немецкому канцлеру Герхарду Шредеру за "попытки объединить вопросы принятия Конституции и утверждения нового председателя Еврокомиссии". И все же по Основному закону ЕС договориться в Брюсселе удалось. Участники саммита согласились на компромисс по одному из наиболее спорных вопросов - о порядке утверждения решений в Евросоюзе. Теперь, по новой Конституции, решение будет считаться принятым, если за него отдадут голоса 55 процентов государств, представляющих как минимум 65 процентов населения ЕС. При этом оговаривается: для блокирования того или иного решения необходимы голоса как минимум четырех государств. То есть, к примеру, три европейских "тяжеловеса" - Германия, Франция и, скажем, Италия - не смогут совместными усилиями создать "блокирующий пакет". Им необходима будет поддержка какой-нибудь четвертой страны. В "объединенной Европе" появятся президент и министр иностранных дел, обладающие, правда, в основном представительскими функциями. Вопросы же "унификации" налогообложения, социальной политики, уголовного права и обороны будут, по требованию Блэра, по-прежнему регулироваться национальными законодательствами. При этом попытки участников саммита "с первого захода" утвердить кандидатуру нового председателя Еврокомиссии провалились. После того как Ширак отверг в качестве претендента на этот пост комиссара ЕС по внешнеполитическим связям британца Криса Паттена, кандидатуру которого предлагал Лондон, а Блэр пригрозил использовать "вето" в отношении парижского "протеже" - премьер-министра Бельгии Ги Верхофстадта, на переговорах наступила затяжная пауза. В результате не получил одобрения ни один из 10 кандидатов на место уходящего через полгода Романо Проди. Ожидается, что окончательное решение по кандидатуре председателя Еврокомиссии будет согласовано на экстренном саммите, который скорее всего пройдет в июле. Среди фаворитов чаще других называют премьер-министра Португалии Жозе Мануэла Дурана Баррозу, главу правительства Дании Андерса Фога Расмуссена и министра иностранных дел Франции Мишеля Барнье. /ЕВГЕНИЙ ШЕСТАКОВ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


