![]() ПРИЗНАН ВМЕНЯЕМЫМ«Шиzа» Гульшад Омаровой стала микросенсацией каннской программы «Особый взгляд», но ей не под силу было конкурировать с культурными и политическими потрясениями тарантиновского Канна. Однако, на домашнем «Кинотавре» «Шиzа» заслуженно оказалась в центре внимания - это картина евпропейского, пока недостижимого для нашего кино, профессионального уровня (с небольшим количеством допустимых профессиональных штампов, вроде картинно рассыпанных яблок). Ученица Бодрова-старшего, казашка по национальности и жительница Голландии, Гульшад Омарова, похоже, выстрелила в фестивальную «десяточку». «Шиzу» продюсировали Сергей Бодров-старший и Сергей Сельянов - фильм стал неожиданным ответвлением специфического сельяновского кинематографа, который популярен и востребован внутри страны («Брат-2», «Сестры», «Бумер»), но за границей интересен исключтельно как экспонат постсоветской культурной кунсткамеры. С «Шиzой» вышло иначе: это стопроцентный международный кинохит, который говорит на универсальном и понятном для международной аудитории языке, но с леким казахским акцентом, который добавляет фильму необходимого этнического обаяния. Главный герой картины, пятнадцатилетний Мустафа (Олжас Нусуппаев) имеет в свой школе репутацию сумасшедшего, посещает местного врача-ипохондрика (блестящее камео Виктора Сухорукова), но на поверку оказывается гораздо более сметливым, цельным и предприимчивым человеком, чем окружающие его дееспособные взрослые. После исключения из школы, Мустафа, именующий себя Шизой, участвует в организации подпольных кулачных боев - однажды он выставляет на бой своего собственного дядю, нищего, озлобленного мужика, неожиданно срывающего большой куш. Бескрайние сине-оранжевые казахские степи, мрачный взгляд харизматичного главного героя, диалоги, смешащие своей неожиданностью и дикостью, и многочисленные остроумные детали (дядя зарабатывает тем, что срезает и продает обесточенные провода высоковольтного напряжения, призовой «Мерседес» выставляется на продажу на колхозном рынке, в одном ряду с лошадьми и коровами) - все это превращает «Шиzу» в одну из больших удач как конкурса «Кинотавра», так и постсоветского кино вообще, не пвсевдонационального, местечкового и сермяжного, а универсального, общечеловеческого и без перевода понятного в любом кинозале - от Канна до Токио. /МАРИЯ КУВШИНОВА/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


