![]() УЧИТЕЛЬ В ПОГОНАХПосле увольнения в запас вице-адмиралу Виктору Литвинову посыпались заманчивые предложения - он мог стать и гендиректором фирмы, и занять кресло руководителя местного самоуправления. Однако вице-адмирал, к удивлению многих друзей и знакомых, устроился на работу простым учителем. Но вице-адмирал и учитель истории и английского языка Виктор Литвинов по-прежнему ощущает себя моряком и готовится отпраздновать День ВМФ. Здесь в обыкновенной средней школе Виктор Литвинов уже восьмой год преподает историю флота и английский язык. - Самый традиционный путь русского офицера, - смеется адмирал. - Вспомните графа Льва Николаевича Толстого, построившего в своих вотчинах около сотни школ. А писатель Константин Станюкович уволился с флота, чтобы нести в села луч просветительства. Не я первый, не я последний. А если серьезно - всегда тянуло к школярам. Это очень интересный возраст формирования личности. Возраст первых ошибок и побед. Историей Виктор Иванович увлекался еще со школьной скамьи. Очень обижался, если кто-то пренебрежительно отзывался об этой науке. Однажды проверяющий офицер из политотдела обратил внимание, что капитан-лейтенант проводит занятия с моряками не по рекомендованным сверху конспектам. Капитан-лейтенанта, а им оказался Литвинов, вызвали на ковер. Хорошо, что и в политотделе нашлись умные люди. После этого вызова Виктор Литвинов стал читать лекции по флотской истории для офицеров и мичманов. Само собой, от исполнения обязанностей старшего помощника командира корабля его никто не освобождал. - Английский я освоил благодаря Никите Сергеевичу, - продолжает Виктор Иванович. - Сразу же по окончании училища нас, военно-морских лейтенантов, в связи с сокращением флота отправили служить в Среднюю Азию, на ракетные точки. Служба проходила в режиме боевых дежурств, поэтому свободного времени было предостаточно. Каждый тратил его, как хотел: кто увлекся преферансом, кто горячительными напитками, а я вплотную занялся английским языком. Затем через два года службы начальство позволило мне получить образование, и я заочно поступил в Институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Языковой практики за время службы было больше чем достаточно. Все-таки все боевые службы включали и заходы в иностранные порты. Английский в школе Виктор Иванович стал преподавать поневоле. Долгое время на эту мизерную ставку не могли найти ни одного педагога, и адмирал вынужден был закрыть собой амбразуру. О своих учениках Литвинов готов рассказывать часами. Об их проказах, шалостях и даже дерзостях. - Человек должен быть дерзким, - объясняет свою позицию учитель, - в пределах разумного, конечно. Откуда же вы возьмете дерзновенность мыслей, если нет огонька в поступках? Наверное, самый большой гонорар в жизни любого педагога - это благодарный и умный ученик, обязательно превзошедший своего учителя. Не сомневаюсь, что и в среде моих ребят обязательно вырастет командующий каким-нибудь флотом или даже главком. Но главное, чтобы все они были и оставались порядочными людьми. А в выходные Виктор Иванович надевает свой адмиральский китель и идет в Музей Балтийского флота. Там для посетителей он проводит увлекательнейшие экскурсы в славное прошлое наших предков. - Туристы в восторге от рассказов Виктора Ивановича, - говорит директор музея Сергей Якимов, - не хотят его отпускать. Еще бы! Такое нечасто встретишь. Ведь об истории флота нашим гостям рассказывает человек, являющийся сам частью этой истории. /Илья СТУЛОВ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


