![]() РОГА И КОПЫТАПограничные споры субъектов Федерации коснулись сегодня не только людей, но и животных. В частности, лосей, обитающих на территории заказника "Лосиный остров" - единственного в мире заповедника, расположенного в черте города. После того как в 1997 году часть Московской кольцевой дороги (МКАД), проходящей по парку, расширили и оградили почти трехметровым забором, московские лоси оказались отрезанными от своих подмосковных собратьев. Люди бы только радовались, но сохатые, получив столичную прописку, начали деградировать. Популяция московских лосей, бьют сегодня тревогу ученые, оказалась под угрозой вырождения из-за близкородственного скрещивания. А в узкие переходы, которые специально для звериного общения люди построили под автострадой, животные не идут, даже повинуясь инстинкту размножения. У лосей рога не проходят. А кабанов, говорят ученые, пугает гулкий стук собственных копыт. Проблемой рогов и копыт спустя шесть лет после великой стройки заинтересовались высокие чиновники - сейчас в национальном парке работает федеральная комиссия Минприроды, которая уже указала столичным властям на несовершенство лосиных тоннелей под МКАД. Комиссия будет работать до 11 августа, но городской департамент природопользования заранее снял с себя всю ответственность за свободу передвижения лосей между субъектами Федерации. - Москву опять пытаются обвинить в неверной политике, но "Лосиный остров" - это федеральная территория, и проект переходов для животных на МКАД делал федеральный институт ВНИИ "Природа", - сообщила "Известиям" пресс-секретарь городской природоохранной структуры Светлана Глинкина. - До 1997 года на МКАД не было разделительных барьеров, и животные ночью переходили трассу, - сообщил "Известиям" руководитель федеральной комиссии по проверке "Лосиного острова", замминистра природных ресурсов Кирилл Янков. - В начале реконструкции кольцевой дороги планировали прорыть тоннель под самой высокой частью заказника и сверху высадить лес. Но затем решили, что это очень дорого, и построили эти зверопроходы. Физически туда могут пройти кабаны, но все равно не ходят. А высоким лосям, чтобы пройти в тоннель, нужно наклонять рога, но они же не люди, чтобы до этого додуматься. Поэтому популяция лосей, оленей и кабанов в нацпарке фрагментирована: часть живет в Москве, часть - в области. Без коренной реконструкции магистрали решить эту ситуацию нельзя. Но такая реконструкция потребует многомиллиардных вложений. Кто должен вкладывать, пока не очень ясно. Национальный парк -федеральная собственность. К тому же, как намекают ученые, столичные лоси, получив свободу, просто уйдут из Москвы. - Если дать лосям полную свободу перемещения, те животные, что обитают сейчас в городской зоне, скорее всего уйдут. И не факт, что на их место перекочуют другие, - прокомментировала ситуацию с перемещениями сохатых председатель комиссии по копытным териологического общества Академии наук Ольга Переладова. - А лес может нормально развиваться только тогда, когда в нем есть все компоненты, в том числе крупные животные. Сейчас животные, оставшиеся внутри кольцевой дороги, стрессированы, они не могут мигрировать. Это относится не только к лосям, но и к кабанам, и к пятнистым оленям. Впрочем, животных, оказавшихся внутри кольцевой, могут спасти приезжие звери. Недавно в подмосковную часть заповедника привезли костромских сохатых. Бывший взрывосклад Московского метрополитена рядом с подмосковным поселком Дружба напоминает детский сад. За высоким забором с табличкой "Особо охраняемая зона" у лосихи Ядвиги недавно родились два малыша: Яша и Ясма. В почтительном удалении от мамаши, между двумя бывшими кирпичными хранилищами динамита, вышагивают привезенные недавно с Костромской лосефермы лось-телок Лукойл и телка Ягутка. По словам сотрудников "Лосиной биостанции" Национального парка "Лосиный остров", лоси чувствуют себя неплохо: автомобильный шум Московской кольцевой автодороги (МКАД) и Ярославского шоссе не доходит до зверей, а егеря подкармливают животных черным хлебом. Костромские гости должны спасти диких московских лосей от вырождения. Московская популяция не превышает 40 голов и требует свежей крови. - После того как МКАД расширили и оградили трехметровым забором, обитающие в Москве животные оказались отрезанными от своих подмосковных собратьев, - рассказала "Известиям" начальник научного отдела "Лосиного острова" Вера Киселева. - На территории города осталось 5-7 лосей, которым грозит вырождение из-за близкородственного скрещивания и излишней антропогенной нагрузки. - Я бы не стал так уж пугать, - говорит замдиректора "Лосиного острова" по научной и эколого-просветительской работе Марк Шапочкин. - Скорее всего мы переправим костромских лосей на московскую территорию парка, чтобы обновить кровь в популяции. Правда, везти животных придется в специальных машинах. Сохатый при всем желании не зайдет в тоннель высотой около двух метров. Просто упрется рогами в потолок. Проектировщики, наверное, рассчитывали, что лось проползет под автотрассой на коленях, но они не ползают. И все-таки от подземных переходов есть польза. Дело в том, что на территории Москвы нельзя отстреливать бродячих собак, а в области можно. Сотрудники нашей егерской службы загоняют московских собак по тоннелям в Подмосковье, а потом отстреливают. Только этой зимой таким способом мы уничтожили около 150 бродячих псов. Как признались сотрудники "Лосиного острова", судьба московских лосей решится в следующем году на научно-техническом совете "Национального парка "Лосиный остров". До официального собрания знатоков животного мира лосей трогать не будут. А избежать поголовного инцеста им временно помогут гости из Костромы. Кстати, в Западной Европе для зверей над автобанами строят мосты шириной не меньше ста метров, на которых воссоздают рельеф местности, чтобы "переправа на другой берег" не стала причиной стресса. Но там и система регистрации в ихних "субъектах Федерации" не приводит к нервным стрессам у людей. Так что до лосей ли нам. /Богдан СТЕПОВОЙ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


