![]() В БЮДЖЕТЕ-2005 НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ, А В ЭКОНОМИКЕ - ИСТОЧНИКОВ РОСТАПравительство в четверг обсуждало проект бюджета на 2005 год. Из-за снижения единого социального налога и роста непроцентных расходов в казне не хватает денег, и Министерство финансов предложило закрыть дыру средствами стабилизационного фонда. Теперь сверхдоходы от экспорта нефти, вместо того чтобы служить будущим поколениям, будут покрывать текущий дефицит Пенсионного фонда и существенно усложнят Центральному банку задачу по сдерживанию инфляции. "Макроэкономический прогноз и параметры бюджета-2005 должны отвечать задачам ускорения экономического роста снижения инфляции, роста благосостояния граждан; обеспечить модернизацию Вооруженных сил, разграничение полномочий между центром и регионами, - заявил премьер Михаил Фрадков, предваряя доклады министра экономразвития Германа Грефа и главы Минфина Алексея Кудрина. Как выяснилось, проект бюджета-2005 не только не способствует удвоению ВВП, но и не обеспечивает финансирование текущих обязательств государства. Сенсационные признания Германа Грефа После четырехчасового обсуждения проект бюджета-2005, составленного по новой усовершенствованной классификации, "взяли за основу". Но в отличие от формы содержание основного финансового документа не устраивает даже его авторов и внушает серьезные опасения за стабильность бюджетной системы. Минфин внес в правительство проект бюджета 14 июня, и у министров было всего два дня на то, чтобы сопоставить предложенные параметры с нуждами своих ведомств. Герман Греф сообщил, что уже поступившие от министерств запросы превышают предусмотренный в проекте бюджета объем расходов на 150 млрд рублей. "По тем цифрам, которые мы имеем сегодня, правительство, возможно, не сумеет профинансировать ведущие проекты в сфере экономики на будущий год", - заявил министр. Этому сенсационному признанию, прозвучавшему под занавес дискуссии о бюджете, предшествовал драматический рассказ Германа Грефа о ситуации в экономике. Греф сообщил, что внутренние источники экономического роста не найдены и в ближайшие годы его темпы будут определяться уровнем мировых цен на нефть. При этом основа нашего благополучия - сырьевые отрасли страдают из-за отсутствия новых экспортных мощностей. У государства, которому принадлежит монополия на трубопроводы, нет денег на строительство, в связи с чем Греф предложил допустить в святая святых - сферу трубопроводного транспорта - частные инвестиции: "Если мы не примем такого решения в этом году, то столкнемся с замедлением роста добычи нефти и проблемами с поставками сырья за рубеж, которые сейчас являются основным источником экономического роста". Фрадков не отреагировал на крайне смелое предложение министра. Он ждал от Грефа и Кудрина конкретных предложений по удвоению валового продукта. "Никто не спрашивает, как мы будем разбегаться и в каких кроссовках. Планка поставлена", - сказал премьер. Вместо того чтобы хоть намекнуть на теоретическую осуществимость желания президента, Греф объявил, что динамика роста экономики в 2004 и 2005 годах не позволяет выйти на удвоение ВВП к 2010 году. В этом году ВВП вырастет на 6,4%, а в отношении 2005 года Минэкономразвития снизило прогноз темпов роста с 6,2 до 5,9%. Между тем для достижения требуемого необходимо не менее 9,3%. Фрадков постановил провести в июле специальное заседание правительства, посвященное вопросам ускорения экономического роста и реализации задач, поставленных в послании президента. Новые угрозы Алексея Кудрина Назвав выступление Грефа "тревожной частью" доклада, премьер выразил надежду, что министр финансов своим рассказом о бюджете сможет успокоить членов правительства. Получилось наоборот. Алексей Кудрин сообщил, что Россия уже давно живет в крайне благоприятных внешних условиях: средняя мировая цена на нефть в последние 10 лет составила $21 за баррель. Глава Минфина зачем-то вспомнил, как в 1985 году снижение цен на нефть совпало с перестройкой, а в 1991 году привело к "драматическим событиям" и рыночным реформам. Из реминисценций министра получилось, что снижение нефтяных цен грозит России как минимум пересмотром экономического курса и как максимум сломом политического строя. Посоветовав правительству готовиться к "испытанию низкими ценами на нефть", Кудрин перешел к налоговой реформе. До 2003 года меры по сокращению налогов не приводили к снижению доходов бюджета. Напротив, доходы росли за счет выхода предприятий из тени. Сейчас снижение налогов грозит сокращением доходов бюджета. Со следующего года снижается ставка единого социального налога (ЕСН) с 35,6 до 26%, что приведет к дефициту Пенсионного фонда России в 190 млрд рублей. В 2006 году дефицит ПФР увеличится до 223 млрд, в 2007 году - до 297 млрд и будет расти вплоть до 2012 года. Как сообщил министр финансов, в бюджете нет денег на покрытие дефицита ПФР, потому что 2005 год станет "годом наращивания непроцентных расходов". Один переход к денежным компенсациям льгот будет стоить 160 млрд руб. Прирост непроцентных расходов в 2006 и 2007 годах составит 260 и 270 млрд руб. Минфин предлагает помочь ПФР деньгами стабилизационного фонда. Стабфонд появился в России в этом году по поручению президента. В нем складываются сверхдоходы от экспорта нефти, поступающие при превышении цены на нефть порогового значения в $20 за баррель. Предполагается, что он призван защищать нашу экономику от колебаний мировых цен на нефть и финансировать долгосрочные проекты, направленные на благо будущих поколений. В некоторых странах стабфонды так и называются - фонды будущих поколений. В России же пока это фонд правительства на финансирование текущих расходов. Начиная с 2005 года, когда в стабфонде накопится базовая сумма в 500 млрд руб., Минфин намерен забирать излишки на финансирование дефицита ПФР и погашение внешнего долга. В 2005 году на выплату пенсий из фонда будет заимствовано 81 млрд руб., в 2006 году - 198 млрд руб., в 2007 году - 110 млрд руб. К чему приведет вливание дополнительных денег в экономику, первым осознал глава ЦБ Сергей Игнатьев, который отвечает за стабильность валютного курса и снижение инфляции. Игнатьев отметил, что стабфонд выполнял важную функцию стерилизатора денежной массы и после того, как он перестанет ее выполнять, снижать инфляцию и сдерживать укрепление рубля будет очень сложно. Путин, кстати, планирует на 2010 год инфляцию в 3%. Кудрин признал, что правительство "несколько ослабляет денежную политику", направляя сверхдоходы от нефтяного экспорта на непроцентные расходы. Более того, исполнение социальных обязательств государства ставится в зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры и, по сути, случайных доходов. Но других денег и другого выхода у правительства нет, если оно хочет обеспечить им же затеянную реформу ЕСН. Кудрин напомнил, что в послании президента был сделан намек на снижение налога на добавленную стоимость. Последствия от такого шага Минфин еще не просчитывал, но очевидно, что снижение бюджетообразующего налога не принесет дополнительных денег в казну. Зампред бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов выразил мнение, что предложение Минфина противоречит принципам функционирования стабфонда и, по сути, означает проедание его денег. Вице-премьер Александр Жуков согласился с тем, что вливание стабилизационных денег в экономику угрожает макроэкономической стабильности, но возразил Задорнову в том смысле, что речь идет не о текущих расходах, а о стратегической задаче снижения налогов. Среди имеющихся вариантов расходования стабфонда этот, по мнению Жукова, наиболее эффективный. Дальнейшая дискуссия на тему целевых программ показала справедливость слов вице-премьера. В теории целевые программы призваны стать основным механизмом расходования бюджетных денег и способствовать благодаря своему целевому характеру ускорению роста ВВП. Однако Кудрин и Греф вчера не смогли договориться даже относительно порядка финансирования программ. По оценкам Кудрина, объем финансирования вырастет в 2005 году на 40 млрд руб., а по мнению Грефа, будет недофинансирование на уровне 20%. Общий вывод заседания, продолжавшегося более 6 часов, - работа над проектом бюджета продолжается и его параметры будут корректироваться с учетом потребностей министерств и нового прогноза экономического развития, который появится в июле. Если цены на нефть вырастут, прогноз по росту ВВП и доходам бюджета может быть увеличен. Предварительные параметры бюджета-2005 Доходы - 3 трлн 103,3 млрд руб. (17,2% ВВП), расходы - 2 трлн 916,3 млрд руб. (16,1% ВВП), профицит - 187,01 млрд руб. (1% ВВП). Проектировки бюджета-2005 исходят из прогноза цены на нефть на уровне $26 за баррель, среднегодового курса рубля к доллару США на уровне 30,2 руб. за доллар. Объем ВВП прогнозируется на уровне 18,08 трлн руб., инфляция - 8,5%. /Елена КОРОП/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


