![]() ШАРЛЬ ЖЮД: "НУРЕЕВ ТРЕБОВАЛ, ЧТОБЫ ТЕЛО НЕ БЫЛО ПУСТЫМ"Гала-концерт звезд мирового балета в Кремле стал в Москве единственным событием, посвященным памяти Рудольфа Нуреева, в то время как весь мир еще с начала года широко отметил две нуреевские даты - 65 лет со дня рождения и 10 лет со дня смерти. Один из самых близких Нурееву людей - звезда "Гранд-опера" и ныне директор Балета Бордо Шарль ЖЮД ответил на вопросы корреспондента "Известий" Лейлы ГУЧМАЗОВОЙ. - Вы принадлежите к людям, которым Нуреев, будучи художественным руководителем "Гранд-опера", не только доверял ведущие партии, но и которых привлекал к гастролям собственной труппы "Нуреев и друзья"… - ...Он тогда увлекался современной хореографией и дал мне роли в "Ореоле" Пола Тейлора и "Аполлоне" Баланчина. - Но ведь главное, что сделал Нуреев за время своего правления, - это восстановил в "Гранд-опера" сдавшую было позиции классику? - Да, причем с самых первых шагов. Он восстановил практически весь классический репертуар, который узнал в Кировском театре. В танце он был одержим, особенно в той хореографии, которую создавал сам, и требовал, чтобы артисты не меняли в тексте ни крупинки. Танцовщики при нем очень прогрессировали, особенно мужской танец. Конечно - ведь он пришел с русской школой и уже хорошо знал мировой балет. И потом, он полностью принадлежал танцу. - Говорят, он был жестким. - Даже грубым. Но не с теми, кого любил, а с теми, с кем работал, и к танцовщикам он все-таки был внимателен. Говоря откровенно, он был жесток со своими артистами так же, как и я сейчас, руководя Балетом Бордо. - На российского зрителя обрушился поток текстов о Нурееве, написанных литераторами. Интересно увидеть его без прикрас и домыслов, даже внешне: как он одевался, как двигался вне сцены и официальных встреч? - Ну, вы наверняка знаете: вязаная шапочка глубоко натянута, черное пальто в пол, громадные туфли на толстой подошве. Очень любил тыкать пальцем, таким вот жестом (Жюд изображает "перст указующий", очень по-русски) и говорил всем "ты!!!". Он такой ходил всегда - скрюченный, шаркая, плечи вниз, но как только кто-нибудь его узнавал: "О, Нуреев!" - сразу же весь как будто вырастал и распрямлялся, начинал сиять. - С артистами он тоже общался в указующем стиле? - Всегда. Говорил: "сделать так", "взглянуть так". А магнитофон, например, называл "сумка с катушками". - Вы помните, когда впервые его увидели? - О! Я же был мальчишкой, учеником балетной школы в Ницце, а Нуреев тогда танцевал с Марго Фонтейн. Такое не забудешь. Он пришел на школьную репетицию, посмотрел на меня и сказал, что я буду хорошим артистом. Кажется, тогда я по-настоящему полюбил танцевать. А через два года узнал меня уже в кордебалете "Гранд-опера", когда я выдержал туда конкурс. Это было в 1973 году, он тогда танцевал "Лебединое озеро" с Натальей Макаровой. - Конечно, вы не ожидали, что он вас узнает? - Еще бы. Он стал для меня намного больше, чем великий танцовщик; он был почти отцом. У нас было что-то общее. Мне не надо было говорить с ним, достаточно было посмотреть в глаза. Оттого, что я знал его достаточно близко, не было нужды говорить, как большинству людей, для коммуникации. - Это правда, что он на репетициях ругался по-русски? - Обычно - "п..да". Или еще - "ж...". Ему так нравилось. Когда злился на артистов, называл их "Иванович": "ты - Николай Иванович". Он сам никогда не давал себе спуску и терпеть не мог, когда кто-нибудь ленился. Даже роль отдавал не тому, кто способнее, а тому, кто больше трудится, приговаривал: "Если ты работаешь, то успех обязательно придет". Он заставлял молодых пахать. - Вам теперь пригодился его опыт руководителя? - Всегда, когда я говорю с танцовщиками, слышу голос Рудольфа. Я знаю почему. Он говорил: чтобы сделать карьеру долгой, надо быстрее двигать молодых. Но танцовщики не сразу понимают, что ты им даешь: они слишком юные. А Рудольф был очень экспрессивным, и, если кто-то этого не понимал, доходил до бешенства. Он требовал, чтобы тело не было пустым. - Правда, что к нему на класс просились известные люди? - Ну, большим другом Рудольфа был Бернстайн. Когда он приезжал в Париж, то неизменно становился к балетному станку. Вообще Рудольф знал всех-всех, вокруг него всегда были звезды, не важно - политики, искусства. Где бы он ни очутился, его тут же знали все: ведь он был гораздо больше, чем танцовщик. Справка "Известий" Шарль Жюд окончил консерваторию в Ницце, из кордебалета "Гранд- опера" выдвинут Нуреевым на главные партии в балетах классического репертуара - "Жизель", "Спящая красавица", "Щелкунчик", танцевал в двух версиях "Послеполуденного отдыха фавна" в хореографии Нижинского и Роббинса. На высшее звание "Этуаль" был номинирован после роли в "Иване Грозном" Юрия Григоровича. Помимо "высокой" классики танцевал балеты "Русских сезонов" и Баланчина - "Аполлон", "Блудный сын", "Серенада", "Хрустальный дворец"; "Болеро" Бежара, хореографию Леонида Мясина, Хосе Лимона, Джона Ноймайера, Иржи Килиана. С сентября 1996 года - директор Балета Бордо. Последняя премьера Шарля Жюда - собственное прочтение "Лебединого озера". Кавалер Ордена искусств и литературы и ордена Почетного легиона. С Нуреевым Шарля Жюда связывали очень теплые отношения. Двенадцать лет - с 1980-го по 1992-й - он регулярно гастролировал с труппой "Нуреев и друзья". На Гала-концерте вместе с артистами Балета Бордо исполнит "Павану мавра". /Лейла ГУЧМАЗОВА/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


