![]() НИ МИРА, НИ ВОЙНЫ"Я прошу вас отнестись к ситуации взвешенно. Только без гражданской войны, только без раскола" - эти слова художественного руководителя БДТ Кирилла Лаврова сегодня имеют заклинательный характер. Войны нет, как нет и мирного ожидания прихода нового главного режиссера - Григория Дитятковского. Его "экзаменационная" премьера - "Двенадцатая ночь" Шекспира - была назначена на конец прошлого сезона, но отодвинулась по причине "дипломатического насморка". Этот спектакль в воскресенье должен был открыть новый сезон, и вот опять - перенос. За кулисами и в театроведческих кругах сразу заговорили: наверное, Дитятковский не придет, во всяком случае, в качестве главы БДТ. Дескать, то ли сам передумал, то ли Лавров не захотел. Впрочем, особых эмоциональных всплесков не замечено даже на общем собрании труппы перед открытием сезона, когда Кирилл Лавров обратился с "антивоенным" напутствием к коллегам. Репетиции "Двенадцатой ночи" начнутся в октябре, премьера теперь назначена на ноябрь. Выяснить, кто же занят хотя бы в главных ролях, невозможно: слишком долго тасовались потенциальные исполнители. (Дитятковский уже поставил в БДТ вполне заурядную "Федру" Расина, и там тоже не обошлось без аналогичных сложностей.) Планируется, что после выхода нового спектакля художественный руководитель публично огласит то, о чем уже все давно знают или, во всяком случае, догадываются: Григорий Дитятковский сядет в кресло главного режиссера. Несколько лет назад театр переживал нечто подобное - претендент на должность главрежа, имеющий в Петербурге репутацию "талантливого", Григорий Козлов поставил к 75-летию Лаврова спектакль "Перед заходом солнца". Он получился тяжеловесный и добротный, а ситуация была спущена на тормозах. Характерно, качества той премьеры обсуждались при "торможении" едва ли не в последнюю очередь. В случае с Козловым, правда, столь долгой административно-театральной "артподготовки" не было. Дитятковский, прошедший трудную человеческую и творческую школу работы в Малом драматическом театре под руководством Льва Додина, получит ослабленную долгим безвременьем и разношерстной по стилю и качеству режиссурой труппу. Труппу, в которой значительная часть артистов годами не выходит на сцену. Труппу, в которой возраст значительной части артистов приближается к пенсионному. Опыта руководства театром у Григория Дитятковского нет, зато есть неудовлетворенные амбиции долгой работы "под мэтром"... Оптимисты кивают на МХАТ: у Табакова получилось. Однако ситуации в БДТ и МХАТе принципиально различны. Олег Табаков пришел во МХАТ, имея колоссальный творческий и управленческий опыт, то есть создав "Табакерку". Он имел широкие рабочие связи как в культурных, так и в сугубо политических кругах, без чего реанимация МХАТа была бы невозможной. Ничем из перечисленного Григорий Дитятковский не обладает. И еще об одном: во МХАТе появился сильный художественный руководитель, получивший право приглашать режиссеров и выстраивать репертуарную политику, в БДТ сегодня настаивают именно на главном режиссере. (Да и пауза - существование без главрежа - в БДТ была отнюдь не мхатовской, ведь БДТ существовал без главного режиссера почти полтора десятилетия.) Ситуация двоевластия - художественный руководитель и главный режиссер (при наличии к тому же и дирекции) - размывала полномочия, создавая почву для конфликта: закономерно использовав этот аргумент, Григорий Дитятковский от сосуществования с худруком жестко отказался. И тогда Кирилл Лавров настойчиво заговорил об опасности "гражданской войны", то есть раскола труппы после своего ухода. "Может быть, Лавров подсознательно хочет раскола, тогда у него есть возможность остаться в театре в своем кресле, но при наличии главного режиссера, не отвечать за каждую мелочь и за репертуар, а быть только гарантом стабильности" - такую точку зрения высказал "Известиям" один из лучших актеров сегодняшнего БДТ. От комментариев "с фамилией" в БДТ сейчас отказываются практически все: одни - чтобы не нарушать хрупкое равновесие тревожного ожидания, другие - чтобы не конфликтовать с будущим руководителем, третьи - чтобы не ссориться с руководителем нынешним. Лаврова кто-то упрекает в нерешительности, кто-то - в решимости. Но все осознают невозможность дальнейшего существования театра в таком напряжении. При всей сложности отношения к Дитятковскому и привычке к избранному полтора десятилетия назад на должность художественного руководителя Лаврову товстоноговцы понимают: ждать больше нельзя. /Юлия КАНТОР/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> |


