![]() НЕ НАДО ПРЕВРАЩАТЬСЯ В ЗАЛОЖНИКОВСегодня ни у кого в мире не осталось сомнений, что северокорейская программа создания ядерного оружия - реальность. Как и угроза, которую представляет эта программа для всего мирового сообщества. В то, что у Пхеньяна бомбы нет и в ближайшее время не будет, верят уже только безнадежные оптимисты. Разведывательные источники расходятся в одном - в количестве ядерных зарядов, которые окажутся в руках Ким Чен Ира до конца года. Даже южнокорейские власти, до последнего времени считавшие разговоры о ядерных амбициях КНДР американскими выдумками, подтвердили проведение на полигоне Йондьехдон 70 испытательных взрывов детонаторов, предназначенных для активации боевых атомных устройств, и факт переработки части из 8 тысяч отработанных ядерных стержней для получения оружейного плутония. По оценкам, уже в будущем году Пхеньян может иметь 5-7 зарядов, а затем способен довести их число до 20 и более. Угроза ядерных амбиций КНДР выходит далеко за пределы Корейского полуострова. Политика Ким Чен Ира заставляет соседние и даже отдаленные страны все больше задумываться о собственной безопасности, не исключая и ядерных сценариев. Это может спровоцировать гонку вооружений в Азии. Цепочка напряженности способна протянуться через Японию, Китай, Тайвань, Индию, Пакистан, Иран, Израиль, создавая целый континент с ядерным оружием и высокой вероятностью его применения. Кроме того, страна столь экономически слабая, как КНДР, имеет серьезные материальные стимулы экспортировать ядерные и ракетные технологии. Шансов предотвратить подобное распространение не намного больше, чем остановить международный траффик наркотиков. Зато глобальная террористическая сеть многократно увеличила бы свои возможности угрожать человечеству. Кто-то считает Ким Чен Ира разумным и взвешенным политиком, от которого нельзя ожидать безумных выходок. Однако мы бы не рекомендовали превращать наших сограждан в заложников пожилого диктатора самой бедной и изолированной страны, весь опыт общения которого с внешним миром ограничен двумя-тремя поездками в Китай и Россию. Необходимость какого-либо действия стала очевидной. Вопрос: что нужно делать? Вариант первый - пойти навстречу требованиям Ким Чен Ира, что означает двусторонние переговоры Вашингтона с Пхеньяном и северокорейские уступки, купленные в обмен на международные гарантии безопасности, деньги, еду и энергию. Вариант не только непродуктивный и опасный, но и невозможный. Он бы стал соблазнительным примером для других "изгоев", решивших, что ядерный шантаж может сработать, принося большие выгоды. Кроме того, Джордж Буш вряд ли захочет полагаться на какие-то гарантии и обязательства со стороны Ким Чен Ира, ведь он всегда может возобновить ядерную программу и выдвинуть новые требования. Логика современной идеологии американских неоконсерваторов - доктрины превентивных действий - может заставить Вашингтон обратиться к силовому решению. Но есть ли такое решение? Известно, что в 1994 году администрация Клинтона планировала нанести удар по ядерным объектам на территории КНДР. Но в 2003 году ситуация уже иная. Девять лет назад такую операцию - в качестве наихудшего сценария - могли бы поддержать Южная Корея и Япония. Сейчас подобной поддержки, безусловно, не будет. Счет возможных человеческих потерь будет чудовищно высок, и война способна принять такие масштабы, что ее пламя опалит всех. Есть основания полагать, что США не будут действовать в одностороннем порядке - без одобрения Южной Кореи и Японии и как минимум нейтральной позиции Китая и России. Кроме того, политически (а возможно, и с военной точки зрения) Америка не может вести две войны одновременно. Похоже, Соединенным Штатам предстоит еще надолго задержать свои войска в Ираке, даже если их союзники и друзья возьмут на себя часть бремени. Сейчас различные страны поодиночке или в различных комбинациях пробуют дипломатические решения северокорейской проблемы. Однако все эти попытки пока терпят неудачу. По нашему мнению, не в последнюю очередь потому, что международные усилия разрозненны, и это оставляет Ким Чен Иру возможность (или иллюзию возможности) играть на противоречиях между великими державами. Для подобной иллюзии были все основания: до сих пор Совет Безопасности ООН даже не рассматривал северокорейский вопрос по существу прежде всего из-за нежелания некоторых постоянных членов допустить "очередную американскую агрессию". Вместе с тем мы уверены, что в настоящее время существует прекрасная возможность для согласованных действий мирового сообщества. Условием предоставления экономической помощи, гарантий безопасности и даже моральной поддержки может быть только безоговорочное возвращение КНДР в Договор о нераспространении ядерного оружия и к полному сотрудничеству с МАГАТЭ. Лучший путь выражения единой воли международного сообщества - специальная резолюция Совета Безопасности ООН. Авторитет основных держав, подкрепленный резолюцией Совета Безопасности ООН, способен предотвратить и разрешить самый опасный международный кризис начала XXI века. Причем это будет сделано к полному удовольствию тех стран и правительств, которые призывают действовать в строгом соответствии с нормами международного права и добиваются ведущей роли для Организации Объединенных Наций. Если Совет Безопасности ООН не сможет действовать сейчас по Северной Корее, то когда же он вообще сможет действовать? Кодзи ВАТАНАБЕ, бывший посол Японии в России, Вячеслав НИКОНОВ, президент Фонда "Политика" |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати |


