|  ПОБЕДИЛИ ПРИЗРАКИ"Гран па" - фестиваль контрастов и несоответствий. Несмотря на название, классического танца в программе не было. Без привычных па-де-де обошелся даже заключительный гала-концерт. Самым старым произведением, о котором вспомнили организаторы, оказалась фокинская "Шехерезада" - предшественница современного модерна. Отрывок открыл концерт и представил публике новую солистку Большого, перешедшую из Мариинского театра, Светлану Захарову. Роль оказалась чужой - балерина танцевала фальшиво и жеманно. Положение не спас даже темпераментный Николай Цискаридзе, станцевавший партию Раба. Академическая классика Захаровой ближе. Хотя на сей раз сам факт смены амплуа оказался важнее неудачи. Ведь, судя по всему, "Гран па" взялся ломать стереотипы и рвать с традициями. Большую часть фестивального времени отдали хореографам-маргиналам. Анжлен Прельжокаж из Франции, возглавляющий компанию своего имени, и израильтянин Рами Бэер из Kibbutz Contemporary Dance Company выбирают разные сценические формы. Но оба предпочитают сильные эмоции, простые и доходчивые мысли. Бешеная энергетика важнее драматургии и музыкальной проработки. Тонкая игра нюансов считается пережитком прошлого, зато эффекты, бьющие по нервам, в большой моде. Конечно же и два балета Прельжокажа, и компьютерный "Screensaver" Бэера нашли в Москве и горячих сторонников, и яростных противников: актуальный танец - искусство спорное. Но, как и следовало ожидать, выиграли те, кто о прошлом забывать не собирается. Английская труппа Rambert Dance Company, выступившая на сцене Большого театра в предпоследний день фестиваля, представила три одноактных балета, разных по стилям и темам. Но в каждом танец-модерн то и дело оглядывается на танец классический. Пластические комбинации оригинальны и сложны, движения не знают ограничений. "Мимолетности" на музыку Сергея Прокофьева - недавнее сочинение голландского классика Ханса ван Манена. Пятнадцать дуэтов и сценок - пятнадцать выяснений отношений. Трепетные любовники, высокомерная начальница и робкий подчиненный, мальчишка-задира и грозный воспитатель, партнеры по сцене, репетирующие роль... Это лишь ассоциации, навеянные бессюжетным балетом, конкретных героев в нем нет. Не повторяется ни одна ситуация, ни одно движение. "Мимолетности" - балет тонкий, музыкальный и абсолютно несерьезный. Лирические дуэты плавно переходят в пародии на самих себя, весело высмеивается театральное закулисье, всякого рода технические и дисциплинарные неполадки. То внезапная темнота заставит актеров бежать врассыпную. То один из танцоров выскочит на сцену не вовремя, а другой опоздает уйти. Безудержную хореографическую фантазию продемонстрировало и "Предчувствие" Уэйна Мак Грегора - частая смена ракурсов, столкновение углов и линий, усиливающаяся тревога, только танец, и ничего иного. А "Танцы призраков" - давнее произведение Кристофера Брюса - рассказали страшную легенду. Посланцы смерти - лохматые чудовища с черепами вместо лиц - уводят людей в свою долину. А люди ничего об этом не знают. Влюбляются, женятся, ссорятся, мирятся и очень красиво танцуют. Хореограф использовал южноамериканские народные мелодии, а в танец-модерн искусно вплел фольклорные движения. Каждый хоровод, перепляс или жанровая сценка прерывались жутковатым вторжением призраков. Яркая танцевальная притча произвела настоящий фурор в зале. Так долго не аплодировали ни одному спектаклю "Гран па". Выступление Rambert Dance Company подняло уровень и статус фестиваля. Если "Гран па" удержит его и в следующие годы, то наверняка станет главным московским хореографическим форумом. /Елена ГУБАЙДУЛЛИНА/ | 
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" | 
| << Предыдущая статья | Версия для печати | Следующая статья >> | 
















