![]() УМЕР РЭЙ ЧАРЛЬЗВ США, в собственном доме в Беверли-Хиллз, скончался Рэй Чарльз - один из последних по-настоящему великих американских исполнителей, певец и композитор, основоположник стиля соул. Ему было 73. В Америке его смерть стала практически национальной трагедией. Рэя Чарльза любили все без исключения - он был чрезвычайно жизнелюбивым, энергичным, редко унывающим персонажем. И он действительно всерьез, как мало кто из живущих, повлиял на историю современной музыки - именно он довел до ума новаторскую для того времени смесь ритм-энд-блюза и госпела, которая получила название "соул". Список музыкантов, на которых так или иначе повлиял Рэй Чарльз, займет не одну страницу: туда конечно же войдут Стиви Уандер, Билли Джоэл, Майкл Джексон, Джо Коккер, Арета Франклин, Джеймс Браун, равно как и все без исключения современные исполнители, поющие соул и r'n'b, от Джанет Джексон до Алсу. Он записал более 75 альбомов, заработал 13 "Грэмми" и, когда был помоложе, играл по 200 с лишним концертов в год. Авторитет его был непререкаем: когда в 1985 году записывали благотворительный гимн "We Are the World" с участием бесчисленного количества звезд, именно ему доверили спеть финальный припев - кандидатуры идеальней просто не нашлось. Рэя Чарльза особенно любили еще и за то, что он был классическим, даже немного нарочитым воплощением идеальной американской мечты: одним из главных, успешных и обожаемых поп-звезд Америки стал чернокожий мальчик из очень бедной семьи, который в 7 лет потерял зрение, а в 15 стал круглым сиротой. "Мы были не просто бедны, - вспоминал Чарльз в своей автобиографии. - Мы были на самом дне, ниже не бывает". И все же с этого дна Рэй Чарльз пробился до невиданных высот, для начала выучившись в интернате для слепых и глухих детей читать ноты, записанные методом Брайля, и играть на трубе, кларнете и органе (на пианино он играл с трех лет). В 15, сразу после смерти родителей, он ушел из интерната и в одиночку отправился в Сиэтл, где снял квартиру и начал играть в местных группах. Тогда же он познакомился с будущим джазменом и продюсером Куинси Джонсом, который стал одним из его лучших друзей на всю оставшуюся жизнь. Джонс был особенно поражен тем фактом, что Рэй умудрялся совершенно не привлекать внимания к своей слепоте. "Ему как будто позабыли сказать, что он ничего не видит", - вспоминал Джонс. "Рэй никогда не вел себя как слепец, за исключением тех случаев, когда рядом оказывалась симпатичная девчонка". Удивительно, но слепота словно бы помогала Рэю: он в буквальном смысле не замечал границ между жанрами и играл так, как подсказывало ему сердце. Именно так он объединил протестантский трепет госпела с наваждением черного ритм-энд-блюза - то, что получилось, назвали соулом. Казалось, все ему дается исключительно легко: джаз, блюз, поп-номера, даже кантри. Уже к двадцати годам иначе как Гением его не называли - и в этом прозвище, с которым Рэй Чарльз дожил до 73 лет, не было ни грана иронии. К началу 60-х, когда черным музыкантам приходилось в самом прямом смысле бороться за жизнь, у Чарльза были совершенно невероятные условия: суммы его контрактов достигали миллиона долларов. И эти миллионы окупались: в одном только 61-м году в чартах значилось семь его песен, в том числе знаменитая "Hit the Road Jack". Лучшие свои альбомы Рэй Чарльз записал именно тогда, в 50-е и 60-е, - по справедливому замечанию редактора Rolling Stone Джо Леви, эти записи предвосхитили все, что случилось позже в мире рок-н-ролла и соул-музыки. Конечно, жизнелюбие Чарльза иногда заводило его слишком далеко: более 20 лет он плотно сидел на героине и излечился от наркотической зависимости с большим трудом. Но он продолжал активно выступать и записываться до самых последних дней - по части живых выступлений Чарльзу не было равных, и блистательный концерт в Кремле в 2000 году служил тому чрезвычайно ярким подтверждением. От двух браков и нескольких незарегистрированных романов у него осталось 12 детей, 20 внуков и 5 правнуков. Он умер, работая над новым альбомом. Осенью Голливуд планирует выпустить художественный фильм, поставленный по его биографии. "Он изменил наш мир" Куинси Джонс: "Едва ли когда-нибудь родится музыкант, который сделает так же много для преодоления барьеров между музыкальными жанрами. Рэю Чарльзу в этом не было равных. Он был мне братом - во всех смыслах этого слова. Я уверен, что в раю с его появлением станет куда лучше". Арета Франклин: "Рэй Чарльз - это голос нашей жизни. Он был восхитительным человеком, полным юмора и мудрости. Артист, чей дар невозможно недооценить. Гигант, подаривший миру искусство светского соула". Джеймс Браун: "Он был таким чудесным, милым, обаятельным человеком... Настоящая ролевая модель для всех, кто знал его и его музыку. Я преклоняюсь перед его гением... Кто сможет его затмить? Он был Рэем Чарльзом - и этого достаточно!" Билли Джоэл: "Я начинал, подражая его пению. Рэй Чарльз был настоящим американским самородком, он показал нам всем, как должен звучать ритм-энд-блюз, соул и аутентичный рок-н-ролл". Стиви Уандер: "Рэй Чарльз был счастливым даром для нас всех. Ненависть лечат любовью, а Рэй давал нам эту любовь, много любви. Своими песнями "I Сan't Stop Loving You" и "Georgia on My Mind" он изменил наш мир. Он был гением в самом прямом смысле этого слова". /АЛЕКСЕЙ МУНИПОВ/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати |


