![]() ОСОБО ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ ЗОНАВ понедельник в Таллине состоится заседание Совета государств Балтийского моря (СГБМ). Раз в два года, начиная с 1992-го, когда был образован совет, главы правительств одиннадцати стран Балтии встречаются, чтобы обсудить региональные проблемы. Премьеру Михаилу Фрадкову предстоит защищать позиции России сразу по нескольким чувствительным вопросам: положение русскоязычного населения в Прибалтике, развитие Калининградской области и попытки вытеснить российских нефтеперевозчиков из балтийской акватории. Окно в Европу может закрыться На заседании в Таллине премьеры будут решать судьбу СГБМ, который из многосторонней организации постепенно превращается в двустороннюю. Из одиннадцати стран-членов (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция, Исландия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Россия, Германия) восемь входят в Евросоюз. Двенадцатый член совета - исполнительный орган ЕС - Еврокомиссия. После расширения ЕС был поднят вопрос о целесообразности существования организации. Наша позиция: совет надо сохранить как единственную площадку для обсуждения и решения проблем, связанных с развитием Балтики. Кроме того, для России СГБМ, как говорят в правительстве, - "дополнительный механизм диалога с Евросоюзом". Но сейчас этот механизм работает против России. По ряду вопросов, поднимаемых в рамках СГБМ, наша страна оказывается в изоляции: члены совета отказались обсуждать тему дискриминации русскоязычного населения в Прибалтике и решили не в пользу России вопрос об условиях перевозок нефти по балтийской акватории. Судоходство в Балтийском море считается самым интенсивным в мире. За шесть лет объемы нефтеперевозок на Балтике выросли в два раза, по данным экологов, ежегодно в результате аварий в море попадает до 100 тонн нефти. Соседи по Балтике считают самым злостным загрязнителем Россию. Порт Приморск в Ленинградской области ежемесячно отгружает до 3,5 млн тонн нефти. Для сравнения: литовский порт Вентспилс отгружает 250 тыс. тонн в месяц. По Балтике ходят в основном танкеры с российской нефтью, а после того как заработают в полную мощность порты Высоцк, Приморск и Усть-Луга, доля России в общем объеме нефтеперевозок по Балтике возрастет в два раза. По мнению ряда прибалтийских государств, активизация хозяйственной деятельности России грозит Балтийскому морю экологической катастрофой. Основные претензии - к классу наших танкеров. Российские нефтяники используют для перевозок по Балтике однокорпусные танкеры, которые менее надежны, чем двухкорпусные. Весь прошлый год Минтранс и Минприроды отбивались от нападок Евросоюза, объясняя, что основной вред Балтике наносит хозяйственная деятельность на берегу. 2 апреля Комитет по морской окружающей среде Международной морской организации (IМО) согласился с предложением стран СГБМ и предварительно утвердил за Балтийским морем статус особо чувствительного морского района (ОЧМР). В течение двух лет государства-заявители должны разработать новый комплекс защитных мер на Балтике. Россия не сможет принять участие в этой работе, потому что выступила против превращения Балтики в особо чувствительную морскую зону. Тем не менее Михаил Фрадков намерен предъявить в Таллине доказательства того, что угроза экологической катастрофы на Балтике преувеличена, а качество российских танкеров и оснащение портов соответствуют самым высоким экологическим нормам. Забота прибалтийских соседей об экологической чистоте акватории обернется для российских нефтяных компаний и бюджета серьезными потерями. Как признают в правительстве, запрет на движение однокорпусных танкеров увеличит расходы на транспортировку нефти по Балтике в два раза. В наших компаниях видят за этими действиями желание добиться перевозки российской нефти на нероссийских танкерах. При этом транспортников удивляет рвение новоиспеченных членов ЕС постсоветских Латвии, Эстонии и Литвы, у которых четверть танкеров однокорпусные и которым присвоение Балтике статуса ОЧМР создаст больше проблем, чем России. В России, как отмечают в Минтрансе, ситуация все же лучше: у перевозчиков, работающих на международных линиях ("Совкомфлот", "Новошип", Приморское морское пароходство), 90% танкеров двухкорпусные. Не все инвестиции одинаково полезны Ни одно совместное мероприятие России и стран Евросоюза не обходится без обсуждения калининградского вопроса. СГБМ - подходящая площадка для того, чтобы еще раз его поднять. В Калининград часто приезжают деловые делегации из Евросоюза, но не все инвестиционные планы европейцев находят поддержку в Москве. "Евросоюз пытается разработать свой план помощи Калининградской области, который не отвечает интересам России",- заявил накануне визита Фрадкова источник в правительстве. Он пояснил, что "экономические подачки" ЕС ориентируют Калининград на Запад и задают ему курс чуть ли не на автономное существование. Проблема "западного влияния" в Калининграде обострилась после вступления стран Прибалтики в ЕС. В области много предприятий с литовским капиталом, которые легко могут превратиться в неподконтрольные для российских властей каналы притока капитала и товаров из "старой" Европы. Задача правительства (ее предстоит решать в Таллине премьеру) - убедить ЕС инвестировать в те калининградские проекты и в таком объеме, которые выгодны нам. На заседании правительства 17 июня при обсуждении путей экономического роста министры пришли к выводу, что основное препятствие - нехватка крупных инфраструктурных проектов. Для Калининграда такие проекты имеют первостепенное значение. Но для развития систем транспорта и связи нужны инвестиции, и исходя из интересов России лучше, чтобы это были наши инвестиции. "Калининград занимает стратегическое положение. В этом регионе инвестиции в инфраструктурные проекты должны осуществлять или государство или российские компании, которые будут соединять Калининградскую область с основной частью России", - считает Сергей Липатов, глава компании "ТрансТелеКом", одного из крупнейших магистральных операторов связи в России. Калининградский филиал "ТрансТелеКома" в этом году проложит 340 км волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), доведя их общую протяженность до 560 км, и соединит Калининград с общероссийской магистральной цифровой сетью связи. К ВОЛС будут подключены 85% муниципальных образований области, которые будут обеспечены качественной связью, включая телефонные линии и каналы кабельного телевидения. С помощью ВОЛС осуществляется связь между транспортными предприятиями области и работа автоматизированной системы продажи билетов железнодорожного транзита. Дополнительные возможности: защищенная от хакеров связь местных госучреждений друг с другом и с Москвой, связь научных учреждений с европейской научной сетью GEANT и развитие дистанционного обучения. Это особенно актуально и востребовано в Калининграде, где 90% школьников не бывали на основной территории России. Сфера образования - та область, к которую правительство не боится пускать европейцев. Уже три года в Калининградском университете по программе ЕС "Еврофакультет" читают лекции преподаватели из Дании, Германии и Финляндии. В Таллине Фрадков может подписать соглашение о продлении программы "Еврофакультет" еще на три года. /Елена КОРОП/ |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати |


