![]() В КРУГЕ СИЛЬНЫХ"Все спорят о пунктах документов, хотя знают, чем кончится дело - американская позиция в целом одержит верх" - так охарактеризовал суть саммита "большой восьмерки" один из членов российской делегации. Однако в этом, как ни парадоксально, пожалуй, и была главная ценность нынешней "восьмерки" для России: мягко уступая в тех вопросах, где она не хочет, не может или попросту не будет играть ведущую роль, оставаться в круге стран, причастных к выработке мировых правил игры. И тем самым заставлять считаться и со своими интересами. О нескольких из них было заявлено на саммите. ДОЛГИ УХОДЯТ, НО ОСТАЮТСЯ Подчас складывалось впечатление, что основных интересов на саммите в Си-Айленде у России три. Первый - не дать возможности продавить Соединенным Штатам решение о списании с Ирака едва не всего его внешнего долга ($120 млрд) под предлогом того, что стране - хотя и с доходом в $20 млрд в год от нефти - крайне тяжело стать на путь демократии и процветания с таким "шлейфом" прошлых режимов. Россия на такое христианское экономическое всепрощение пойти не готова. Простив по сути 65% долга (таковы порядки Парижского клуба), она все же хотела бы получить в каком-либо виде какую-то часть от оставшихся 3,5 млрд долларов. Впрочем, не она одна. Франция, например, тоже один из крупнейших кредиторов Ирака наряду с Россией и Японией, готова списать лишь 50% долга. "Это значительная сумма, - заметила пресс-секретарь французского президента Катрин Колонна, добавив, что помимо значительных долгов страна располагает и значительными ресурсами, - хотя некоторые страны готовы идти дальше и списать 70-80-90%, а то и 95%". Под готовыми "идти" подразумевались прежде всего США, настаивающие, по словам источников, именно на 95%, и Япония (готова простить 80% - около $3 млрд). Источники в российской делегации сообщили, что специальная декларация по Ираку была буквально молниеносно вброшена на утверждение англичанами и американцами со словами "уже некогда обсуждать" (хотя справедливости ради нужно отметить, что накануне дискуссии по Ираку продолжались до глубокой ночи). Главным спорным пунктом были как раз три предложения о долге и сроках его жизни. Такой же пассаж содержится и в политической декларации по Большому Ближнему Востоку, которая в итоговом варианте обрела название "Партнерство во имя прогресса и общего будущего с регионом расширенного Ближнего Востока и Северной Африки". "Сокращение долга - критично для иракского народа для обретения им возможности строить свободную и процветающую страну, - говорится в документе. - Мы будем работать со странами - членами и нечленами Парижского клуба, чтобы достичь целей до конца 2004 года". Документ также отсылает к экономическому анализу, проведенному в Ираке специалистами Международного валютного фонда (смысл в том, что программа реструктуризации долга должна быть увязана с программами фонда), правда, многие эксперты невысоко отзываются об этом анализе, добавляя, что проведен он был слишком быстро и неполно. Теперь России предстоит "упираться" на сессиях Парижского клуба. К чему ей, впрочем, не привыкать: ее постоянно уговаривают списать долги бывшим социалистическим братьям, преимущественно африканским, чего она делать не желает. ДОЛЛАРЫ ИДУТ НА ВОСТОК Вторая тема, в которой Россия проявила принципиальность на саммите: программы финансовой помощи - возмездной и безвозмездной - странам Большого Ближнего Востока, на которых также настаивали США, предлагая всем членам "восьмерки" выделить минимум по $100 млн на экономические, социальные и политические реформы в регионе. "Позиция России неизменна: регион не является бедным, острой потребности в предоставлении средств не видно, - заявил по итогам заседания лидеров российский "шерпа" Андрей Илларионов. - Хотя в будущем мы не исключаем участия в проектах, но мы должны четко понимать, для чего осуществляется та или иная программа, каковы ее принципы, кто получатели помощи и т.д.". Илларионов также добавил, что Россия была единственной страной, которая столь четко и открыто заявила свою позицию. Ближневосточная программа "американских идеалистов", как иногда говорят про команду Буша, вызывает наибольшие нарекания и вопросы не только со стороны самих восточных стран (которые, хотя и приняли программу собственной политической модернизации, в глубине души по-прежнему недоумевают, как это они будут развивать у себя многопартийность или уравнивать в правах женщин), и не только со стороны европейцев (которые сотрудничают с регионом гораздо больше, тише и толерантнее США), но даже в самой Америке. Одни считают это вмешательством во внутренние дела и попыткой "сковырнуть" существующие режимы, другие просто призывают не смотреть на Восток глазами Запада. - На саммите развернулась дискуссия о столкновении цивилизаций, - заметил один из ее свидетелей. - Глава одной страны начал развернуто говорить, какие все разные, дошел даже до различий в семейных отношениях. На что другой лидер ему ответил: независимо от того, как устроены семейные отношения, в результате получается одно и то же. К этому все же стоит добавить: получается, может, и одно и то же, а вот вырастает подчас очень разное... Впрочем, России здесь несколько проще - и в этом был ее второй интерес - максимально сохранить нейтралитет, поскольку со многими странами региона у нее существуют свои давние, специфические отношения (а со странами "восьмерки" - может, и не столь давние, но стратегически во многом более важные). Российские дипломаты дали понять, что они будут продолжаться: в донорских программах мы участвовать вряд ли будем, а вот полноценное экономическое сотрудничество с рядом стран вполне возможно. Как и военное... МИРНЫЙ АТОМ ОСТАЕТСЯ НА МЕСТЕ Еще одним интересом России на саммите было сохранение своих позиций в зарубежных программах развития "мирного атома", имея в виду прежде всего строительство атомных станций в иранском Бушере. Инициатива по нераспространению, предложенная США, также содержала массу пунктов, споры по которым продолжались до последней минуты. Идея заключалась в том, чтобы приостановить на год все поставки материалов и технологий по обогащению урана и плутония странам, которые обладают соответствующими мощностями и специалистами и могут очень близко подойти к созданию ядерного оружия. Почему на год? За это время предлагается разработать комплекс жестких мер по наблюдению за странами, людьми и перемещаемыми материалами, а также реформировать МАГАТЭ, усилив его роль. Соответственно, Россия тут же попадала под ограничения со строительством станции в Бушере, пуск которой и так уже сместился на два года по сравнению с первоначально запланированным. Однако, похоже, на серьезные уступки России все же придется пойти. Интересно, что происходит это как-то все время в саммиты: в прошлом году в Эвиане Владимир Путин дал понять лидерам, что Москва начнет говорить с Ираном о подписании дополнительных документов по контролю за АЭС и отработанному топливу, и позже они все-таки были подписаны. Формулировки нового документа выглядят так: "Мы согласились, что в течение текущего года (до появления новых мер контроля) было бы благоразумно не начинать новых инициатив, в которые вовлекается перемещение в дополнительные страны оборудования и технологии по обогащению". Формально Иран в новые страны не попадает. Однако далее в документе говорится: "Мы поддерживаем приостановление сотрудничества по производству ядерного топлива со странами, которые нарушают обязательства по нераспространению". И хотя лидеры G8 отметили все действия Ирана последнего года, они все же призвали страну "всесторонне" выполнить обязательства по приостановке программ по обогащению и проявить максимальную открытость для МАГАТЭ. То есть здесь позиция уязвима: если в какой-то момент Иран будет признан нарушившим обязательства, дальнейшее сотрудничество придется если не прекратить, то приостановить. Россия - невзирая на все публичные заявления - второй год соглашается на подобные формулировки "восьмерки". КАПИТАЛЫ ИДУТ НА ЗАПАД Еще один подспудный интерес России на саммите касался экономической тематики. Одна тема обсуждения должна была ее порадовать, две - несколько огорчить. Первая касалась прогресса России на переговорах по вступлению в ВТО и возможности вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которое, по словам Илларионова, лидеры G8 охотно поддержали. Хотя в самом заявлении о Дохийском раунде многосторонних переговоров, добавил экономист, "прорывов нет". Две другие темы, также обсуждавшиеся на экономической сессии саммита, касались уже не России. Лидеры - пожалуй, впервые на подобных саммитах - говорили, что нужно сравнивать рост экономики страны "восьмерки" не с другой страной "восьмерки", а с Китаем или Индией, чьи темпы роста таковы, что через 7-10 лет они могут изменить всю картину мировой экономики, пересказал беседу лидеров Андрей Илларионов. Второй темой, о которой говорили в среду-четверг буквально все участники саммита, стало заявление главы Федеральной резервной системы США Алена Гринспена о намерении повысить процентные ставки, чтобы ограничить инфляционные процессы. Он еще ничего не сделал. Только известил о намерении, а финансисты как в России, так и в Европе уже забили тревогу: из Европы и России капиталы двинулись в растущую экономику Америки. Невзирая на спорную инициативу по Ближнему Востоку, жесткую позицию по иракским долгам и грядущие президентские выборы. Буш объяснил Путину, что такое свобода слова Одной из тем переговоров Джорджа Буша и Владимира Путина на саммите "большой восьмерки" была свобода слова в России. Однако самим СМИ об этом стало известно лишь через сутки после того, как встреча двух президентов завершилась. О чем шла речь за закрытыми дверями, агентству Рейтер сообщил некий высокопоставленный сотрудник Белого дома. Пожелавший остаться неназванным. Разговор о свободе прессы завел американский президент. "Роли СМИ Буш уделил особое внимание. Он сказал: даже если вам не всегда нравится, что они говорят и пишут, даже если это усложняет вам жизнь, все равно критика со стороны прессы необходима. Хотя бы для того, чтобы власти сохраняли свою долю ответственности перед народом. Буш сказал, что свободная пресса крайне важна для развития демократии", - сообщил высокопоставленный источник, видимо, лично присутствовавший при рабочей встрече двух лидеров. По его словам, тот факт, что в России со свободой слова не все в порядке, "ни для кого не секрет" (кстати, американская организация Freedom House, недавно опубликовавшая результаты исследования состояния свободы слова в 193 странах мира, поставила Россию на 148-е место). От общих слов Буш перешел к конкретным предложениям. Например, как можно добиться меньшей финансовой зависимости российской прессы. Путин выслушал и предложил свои варианты (в чем они заключаются, источник не сообщил). А затем рассказал о собственном видении того, как на сегодняшний день функционируют российские СМИ. "Беседа проходила в дружественной атмосфере. Каждый понимал озабоченности другого и то, чем они вызваны", - сказал анонимный сотрудник Белого дома. Ни о Чечне, ни о Ходорковском, уверяет он, на переговорах Путина и Буша не было сказано ни слова. Елена ШЕСТЕРНИНА Светлана БАБАЕВА, Джорджия, США |
| Информация предоставлена сервером "Известия.Ру" |
| << Предыдущая статья | Версия для печати |


